КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Полонез Огинского»
О том, как создавался фильм «Полонез Огинского», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В 1971 году некоторым ответственным за культуру и идеологию начальникам показалось сомнительным, что картину назвали так же, как музыкальное произведение композитора Михаила Огинского. Тем более что события в ленте разворачиваются на территории, до сентября 1939-го входившей в состав Польши…
О чем фильм
Картина о маленьком скрипаче, ставшем сиротой в первый день войны. Скитаясь по деревням Западной Белоруссии в поисках пропитания, мальчишка попадает в партизанский отряд. Отвлекая вражеских солдат игрой на скрипке, юный Василек прикрывает взрывников, минирующих железнодорожный мост. На следующее задание — подрыв военного эшелона — отправляется сам Василь вместе с Максимом — одним из партизан отряда. После удачного взрыва на станции Максима задерживает немецкий патруль. В последний момент органист костела Франек прячет Василя от вошедшего в храм патруля, а потом помогает вызволить Максима из плена.
Экономия — 4 автомобиля
Руководство киностудии смущало, что события в картине происходят на территории, которая до 1939-го входила в состав Польши. На экране советские партизаны борются за эту землю под музыку, далекую от соцреализма. Ведь считается, что «Полонез» написан Огинским после подавления российскими войсками восстания Тадеуша Костюшко в 1794 году. Но эта музыка все же стала центральной мелодией ленты.
Картина получила главный приз «Алая гвоздика» на III МКФ фильмов для детей. Всем давали денежные премии, однако вышел конфуз с награждением Геннадия Юхтина.
— Режиссер забыл внести меня в список премируемых, хоть я сыграл главную роль, — рассказал актер. — Премию так и не получил.
В архивной папке с документами по производству картины есть докладная записка: «Съемочная группа фильма «Полонез Огинского», закончив производство досрочно, раньше срока на 26 календарных дней, добилась экономии 17 тысяч рублей. Этим группа справилась с выполнением обязательств, взятых в честь 24-го съезда КПСС».
17 тысяч рублей в 1971 году — общая стоимость трех новых автомобилей «Москвич» и одного «Запорожца».
От скрипки — к ударным
На главную роль партизана Максима был утвержден Геннадий Гарбук. Но съемочный период совпал с гастролями Купаловского театра, где служил артист. Пришлось отказаться от большой роли и в эпизоде сыграть командира партизанского отряда.
— Молодым был, самоуверенным. Казалось, жизнь бесконечна и всё еще будет, — рассказывал Геннадий Михайлович. — Позже в таких случаях на съемки и обратно летал самолетом, успевал на спектакли. А тогда думал, что выхода нет. Темп жизни был другим.
Максима сыграл известный московский актер Геннадий Юхтин, к которому после ролей в знаменитых лентах «Весна на Заречной улице», «Дело Румянцева» прилипло амплуа мудрого товарища главного героя. Впрочем, он снялся более чем в 150 картинах.
Сложным стал выбор маленького актера на роль скрипача Василя. Кроме типажа важны были навыки игры на скрипке. После сотен проб нашли ленинградца Илью Цуккера.
— Мальчишка хороший, мы подружились, — рассказывал Геннадий Юхтин. — По роли у меня с собой всегда было оружие. В паузах мы ходили в лес, я давал Илье пострелять холостыми патронами. Правда, не всегда нам это позволяла его неуемная мама, которая была с ним на съемках. После тяжелого съемочного дня заставляла сына репетировать скрипичные партии, не связанные с фильмом. Мечтала видеть его скрипачом.
Для Ильи Цуккера роль Василя стала первой и последней в кино. Когда вырос, играл в ленинградских оркестрах, но только на ударных инструментах.
Скрипач-взрывник был
Если заглянуть в фильмографию Льва Голуба, то с удивлением обнаруживаешь: первую ленту «Счастливые кольца» режиссер снял в 1929 году. А из жизни классик ушел в 1994-м. Стал свидетелем зарождения белорусского советского кино и его краха в начале 1990-х. Картины автора всегда имели успех: «Миколка-паровоз», «Девочка ищет отца», «Маленький сержант». Главными героями его военных историй были дети.
В 1950-1960-е драматург Константин Губаревич был сценаристом почти всех фильмов Льва Голуба. «Полонез Огинского» не первая их совместная лента. Губаревич трудился спецкором на радиостанции «Советская Беларусь», поддерживал связь с партизанами.
— Когда отец работал на радио, один партизан рассказал ему историю о мальчике-скрипаче, который участвовал в боевых операциях, — вспоминала дочь сценариста Алла Губаревич. — Услышав пересказ от отца, Лев Голуб загорелся сюжетом и попросил его написать сценарий.
Ребенку — поросенка!
Географии съемок фильма в 1970 году позавидует любой современный продюсер. Чтобы снять менее чем минутный эпизод в концертном зале, группа выезжала в Ленинград. Кабинеты в готическом стиле фашистского генералитета снимали в Риге. Съемки в костелах проходили в Зельве и Дятлово на Гродненщине. Группа побывала в Слониме, Гродно, Волковыске.
Исполнитель главной роли — ребенок, он сильно уставал. Чудо кинопроцесса для него быстро превратилось в рутину.
— Илья часто был инертным, — рассказывал Геннадий Гарбук, — а порой начинал скакать, бегать по площадке. Это будто придавало ему больше бодрости. Режиссер заметил, стал заставлять ассистентов каждый день скакать и бегать с Ильей, чтобы его взбодрить. Ассистенты в восторг от этого не пришли. Если не получалось поднять ему тонус, то прибегала мама, брала его за ухо, уводила за служебный автобус и отчитывала. Мы заступались.
Потом выяснилось, что причина вялости маленького актера была в недоедании.
— Когда проходил пробы, —вспоминал Илья Цуккер, — я вроде устраивал режиссера, но у меня были круглые щеки, хотя толстым не был — строение лица такое. Мне поставили условие — похудеть, а то не очень похож на измученного войной ребенка. Меня ограничивали в еде — диета. Но в массовых сценах участвовали солдаты-срочники — играли то фашистов, то толпу партизан. Однажды откуда-то приволокли жареного поросенка. Позвали меня. Мы сели в сарае и стали есть. Вдруг открывается дверь и на пороге появляется режиссер Лев Голуб. Его лицо в ту минуту запомнил на всю жизнь!