КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Пятерка отважных»
О том, как создавался фильм «Пятерка отважных», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
После выхода на экраны этого фильма в 1970 году режиссера Леонида Мартынюка обвиняли в том, что о партизанской борьбе в Белоруссии он рассказал якобы с насмешкой. В то же время прокатная судьба ленты сложилась отлично.
О чем фильм
Минск, 1969 год. Пятеро подростков 13 лет приходят в музей истории Великой Отечественной войны на Центральной площади (ныне Октябрьской). Экспозиция их впечатлила. В результате то ли в своем воображении, то ли наяву ребята перемещаются во времени и попадают в 1942-й.
Война. Белоруссия оккупирована фашистами. В духе романов Марка Твена подростки дают друг другу клятву верности и создают тайное общество по борьбе с гитлеровцами. Данилка, Кешка, Густя, Максимка и Лёва находят оружие, спрятанное в подземелье в старинных склепах. Они — дети из будущего, читали научно-популярные журналы, поэтому разбираются в технике, рациях, автоматах.
Первая их успешная операция — освобождение пленных из концентрационного лагеря.
Ко второй операции ребята готовятся долго. В старом замке гитлеровцы устроили склад боеприпасов, который юные партизаны намерены взорвать. И это им удается!
Минкульт и телепортация
Экранизировать неоднозначный приключенческий сценарий отказались перспективные режиссеры Валерий Рубинчик и Виталий Четвериков. Успех фильмов «Красные дьяволята» (1923), «Неуловимые мстители» (1966) многим создателям кино не давал покоя. В сценарии «Пятерки отважных», боевые действия тоже ведут подростки, но будто понарошку. Такая странность сюжета всех смущала.
Фильм Леонида Мартынюка «Западня» по одноименной повести Василя Быкова к 1970-му был запрещен, лежал на полке. У режиссера оставался последний шанс. Еще один провал ленты по любым соображениям мог поставить крест на его карьере. И он согласился снимать. Оставалось придумать, как дети волшебным образом из 1970-го попадут в военное время.
Члены коллегии Министерства культуры в те годы еще читали фантастику. Стали предлагать литературные методы перемещения во времени: телепортацию, темную комнату с зеркалами, туннели в пространстве. Но куратор из отдела пропаганды и агитации ЦК КП(б)Б заявил, что тема священной войны не терпит мистификации. Тем более у белорусской киностудии свои традиции в героико-патриотическом кино. Нашли банальное решение: герои приходят в музей, погружаются в атмосферу и оказываются на войне.
В результате получился не ремейк «Красных дьяволят» и «Неуловимых мстителей», а скорее фильм-прообраз таких лент, как «Мы из будущего», где молодые люди из наших дней попадают на передовую Великой Отечественной.
Бойкот
Писателю Алесю Осипенко в 1970-м исполнился 51 год. Сценарий картины был для него первым киноопытом. Для режиссера Леонида Мартынюка этот фильм стал отправной точкой в детском кино. Ранее он пробовал себя в создании военных драм и документалистике. После режиссер снял детские картины «Неоткрытые острова», «Паруса моего детства» и другие успешные ленты.
— Художники-постановщики, операторы-постановщики киностудии «Беларусьфильм» отказались работать над этим фильмом. Не все они читали сценарий, но прошел слух, что тема провальная. Никто не хотел выглядеть дураком, — вспоминал Леонид Мартынюк. — Мне пришлось ехать в Москву и искать оператора и художника во ВГИКе и на киностудии имени М. Горького.
Когда дети выросли
Почти всех исполнителей главных ролей нашли в минских школах. Некоторые получили роли по знакомству. Часто съемки в детском возрасте способствуют выбору актерской профессии. Здесь — наоборот.
Роль Кешки, самого старшего в группе подростков, исполнил Раймундас Банионис — сын популярного в те годы литовского актера Донатаса Баниониса.
—Это было весело и познавательно. Мы ездили по городам, дружили, — рассказал Раймундас Банионис. — Но я благодарен этому фильму по другим причинам. Именно тогда понял, что актерская профессия — не мое призвание.
Раймундас стал кинорежиссером. На его счету два десятка картин.
Рыжего Максимку сыграл Константин Леневский:
— После ленты «Пятерка отважных» я снялся еще в нескольких детских фильмах. Но в какой-то момент утратил интерес к съемкам, после школы занимался чем угодно, только не кино.
Печальнее всего сложилась судьба Саши Примако, сыгравшего Данилку. Зрители наверняка вспомнят его роль беспризорника Коровина в знаменитом фильме «Кортик» по книге Анатолия Рыбакова. В 1990-е он занялся бизнесом и был убит в перестрелке с бандитами.
О жизни Тани Щигельской (Густя) и Лёни Шепелева (Лёва), увы, ничего неизвестно.
Под гипнозом
Съемки проходили в Минске и в Гродненской области на реке Неман. Местом, где немцы хранили боеприпасы, в фильме стал Мирский замок.
— На съемках мы хулиганили бесконечно, — вспоминал Константин Леневский. — Конкурировали в этом. Один украдет патроны, значит, другой должен украсть и поджечь дымовую шашку.
Режиссер пытался воздействовать на подростков современными методами:
— Когда герои уезжали на немецкой боевой машине от взорванного ими замка, за рулем должен был сидеть Саша Примако (Данилка). Его обучили вождению. Автомобиль был с открытым верхом. Я и оператор находились на заднем сиденье и снимали, как он ведет машину, удирая от погони. Мы поставили ему одно условие: тормозить перед поворотами. Но он увлекся, не послушал и на всей скорости повернул возле самого берега Немана. Мы с оператором улетели в реку.
Я не знал, как быть. Не кричать же на них. Психологов тогда в СССР не существовало. Мы пригласили детского психиатра, который владел гипнозом. Ввел ребят в сон, хотел успокоить, но они потом говорили, что им было до лампочки. А вскоре меня вызвал директор киностудии и, волнуясь, спросил: «До меня дошли слухи, что вы снимаете детей под гипнозом. Это правда?»
Нравится — не нравится
Детям и подросткам, для которых снимали этот фильм, он понравился. Советские специалисты его критиковали, а в польских и чешских журналах хвалили. В варшавском журнале о кино в ноябре 1970 года писали про удачный киноэксперимент в Минске.
— Все, кто ругал ленту, забыли, что предлагаемые обстоятельства были про игру в войну, а не о войне, — делилась киновед Галина Шур. — Считаю, фильм получился. И жаль, что подобный формат не имел продолжения в нашей республике.