КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Снайпер: Оружие возмездия»
О том, как создавался фильм «Снайпер: Оружие возмездия», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Этот белорусский сериал в мае 2010 года получил наивысший рейтинг среди программ и фильмов основных российских телеканалов.
О чем фильм
Сталинград, 1942 год. Группе советских снайперов старшего лейтенанта Яшина противодействует немецкий снайпер Карл Кляйст. Переиграв Яшина, Кляйст убивает его напарницу Алесю Микулич, а сам Яшин ранен. На извлеченной пуле видна метка «KK».
Война закончена, и Яшин теперь комендант маленького немецкого города, рядом с которым старинный замок. В нем находят чертежи немецких ракет Фау-2. В связи с этим прибывает советский специалист по вооружениям Михайловский. Выясняется, что в подвалах замка давно отсиживается группа немецких снайперов, игнорирующих капитуляцию Германии. С ними немецкий инженер-ракетчик, конструктор Фау-2 Отто Хамерболь. В его распоряжении действующий образец ракеты. План немцев — использовать это оружие. Случайно о месте их нахождения узнают Яшин и Михайловский. Советский ученый с небольшой охраной едет в замок. Сопровождавших гитлеровцы уничтожают, а Михайловского берут в плен. Врач извлекает из тела одного из убитых пулю со знакомым Яшину клеймом — «KK». Он понимает, что старый знакомый Карл Кляйст был в составе нападавших, и вызывает из других частей снайперов, с которыми прошел войну.
Удачное вложение
Более 20 лет в Беларуси активно снимают российские сериалы и полнометражные фильмы на базе отечественной киностудии за деньги российских партнеров. С фильмом «Снайпер: Оружие возмездия» всё получилось иначе. Белтелерадиокомпания вложила в проект 47 % бюджета. «Беларусьфильм» предоставил материально-техническую базу киностудии, куда входит всё: кинокамеры, реквизит, услуги студий электронного монтажа и звукозаписи, съемочные павильоны, костюмы и даже оружие для съемок. Это инвестиция в сотни тысяч долларов.
Выпущена киноверсия хронометражем 110 минут, а также телевизионная четырехсерийная версия. Сериал приобрел для показа Первый канал России. Куплены права для показа в Украине. В России эфир получил зрительскую долю 24,7 % и показал рейтинг 10,5 %. Для сравнения: у популярного шоу «Голос» рейтинг ниже.
Любовь и война
Окончив ВГИК в 1976 году, режиссер Александр Ефремов снимал драматические ленты об отношениях мужчины и женщины в неординарных обстоятельствах — «В профиль и анфас» (1977), «Давай поженимся» (1982), «Поводырь» (2001). «Снайпер: Оружие возмездия» стал первым опытом режиссера в военном кино. Ефремов и тут сумел развить драматические любовные линии. Девушки-снайперы немка Берта и русская Алеся влюблены в снайперов-соперников немца Карла Кляйста и русского майора Яшина. Инженер Михайловский небезразличен к ассистентке Марии Гусевой. Несмотря на нагромождение лирики, любовные линии не выглядят нарочито и не мешают развитию сюжета.
Сценарист фильма Глеб Шпригов больше известен в киносообществе как продюсер, один из стоявших в начале 2000-х у истоков коммерческого кино в Беларуси, преимущественно военной тематики. Киносериалы «На безымянной высоте» (2004), «Человек войны» (2005), «Последний бронепоезд» (2006) значатся как российские. Белорусские организации еще не были тогда готовы инвестировать в коммерческое кино. Эти фильмы не только имели успех у зрителей, но и обеспечили работой сотни минских киношников после сложностей 1990-х. Отечественный фильм «Снайпер: Оружие возмездия» тоже продюсерская работа Шпригова.
Язык как мелодия
Роль снайпера Яшина исполнил популярный российский актер, не часто принимающий предложения от продюсеров сериалов, Дмитрий Певцов:
— Когда я прочел сценарий, посмотрел отечественные и голливудские фильмы о снайперах, мне бросилось в глаза, что даже в самых кассовых лентах на эту тему у главного героя нет судьбы, предшествовавшей войне и показанным событиям. А мой герой Яшин из семьи священника. Так или иначе это формировало его мировоззрение. И я играл человека, который, возможно, вернется после увиденного на войне в лоно церкви. Перед съемками я прошел целую школу у снайперов из белорусского спецподразделения «Алмаз». Не хотелось выглядеть глупо на экране в глазах людей знающих. Вообще в Минске все — от продюсера до буфетчика — волнуются за финальный результат, а не как бывает в России: получить больший бюджет, а снять подешевле.
Ведущая актриса театра имени Янки Купалы Анна Хитрик сыграла Берту. В кадре пришлось говорить на немецком. Зазубрить текст на чужом языке можно, уловить произношение — нет. За мгновение до каждого дубля текст Анне произносил профессиональный педагог, а она, обладая хорошим музыкальным слухом, улавливала фонетические нотки и созвучия и повторяла их в кадре. Так у нее получилось баварское произношение. Сегодня Анна живет в Израиле, открыла с супругом кукольный театр, гастролирует по стране.
В фильме интернациональный актерский состав: россиянка Мария Миронова, поляк Павел Делонг, немец Йоахим Пауль Ассбёк, литовец Владас Багдонас. Все они на своей родине звезды, что способствовало интересу к ленте в их странах.
Прусский Мир
Сталинградский тракторный завод, в котором разместился военный госпиталь, снимали на заброшенном 214-м комбинате железобетонных изделий на ул. Аэродромной. На месте комбината сейчас строится жилой комплекс. Часть съемок прошла в 100 км от Минска — в Мирском замке. Об использовании последнего критики писали: «Белорусский Мирский замок в роли восточнопрусского замка очень узнаваем и придает фильму вид дешевой халтуры». Авторы фильма не обращали внимания на такие суждения.
— Мирский замок знают все белорусы, — делился мнением А. Ефремов. — Но когда мы приезжали с фильмом в Россию и другие страны, все спрашивали: где снимали? Чаще предполагали, что замок снят в Чехии или Словакии.
Казалось бы, опыт производства и дистрибуции этого фильма должен был стать формулой успеха для дальнейшего развития белорусского кино. Но не являющиеся прямым продолжением сиквелы «Снайпер-2: Тунгус», «Снайпер-3: Герой сопротивления» не получили такой безоговорочной поддержки от государственных организаций. В инвестировании «Снайпера-2» Белтелерадиокомпания участия не приняла. «Снайпер-3» создавался без долевого участия «Беларусьфильма» в формировании бюджета. В 2010-е возник новый виток экономических неурядиц не только у белорусских кинопроизводителей, но у российских и украинских телеканалов — потенциальных покупателей прав на показ фильмов о войне.