КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Улица младшего сына»
О том, как снимался фильм «Улица младшего сына», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Этот фильм снимали в 1961 году в Аджимушкайских каменоломнях, когда там еще лежали кости подлинных героев обороны Керчи. Увиденное киношники запомнили на всю жизнь.
О чем фильм
Володя Дубинин — обычный пионер в довоенной Керчи. Его отец — капитан гражданского судна. С ним сын любит бывать на рыбалке.
С началом войны корабль Дубинина-старшего присоединяют к флотилии, которая уходит в рейд. Володя случайно узнает, что в каменоломнях за городом формируют базу партизанского отряда. Затаившись в кузове грузовика, он добирается до штолен и уговаривает командира оставить его для помощи.
Мальчишку отправляют в подручные повара дяди Яши. Когда в оккупированном городе гибнет связной, все понимают, что узкоплечий худой пацан пролезет в любой лаз и сможет ходить в разведку. Немцы неоднократно пытаются уничтожить партизан: забрасывают каменоломни горящими бочками, пробуют затопить.
После очередной вылазки Володи фашисты минируют входы в подземелья. В этот же день в город вступает советский десант. Враги отступают. Пионер приводит к заминированному лазу саперов, чтобы те открыли выход для сотен людей, но… раздается взрыв.
Найти героя
Повесть прозаика Льва Кассиля и журналиста Макса Поляновского «Улица младшего сына» издана в 1949-м, а в 1951-м удостоена Сталинской премии, переведена на многие языки мира.
— У Поляновского был отличный журналистский нюх на новые темы, — рассказывал сын писателя Льва Кассиля Владимир. — После войны он по делам оказался в Керчи и увидел улицу имени Володи Дубинина. Спросил у местных знакомых, кто это. История поразила. Макс дружил с моим отцом. Они вместе решили, что не нужно писать статью в газету, дабы не дарить тему другим авторам. Родилась повесть в их соавторстве. Она так и начинается: «Не так уж много на свете мальчиков, по имени которых названы целые улицы». «Младшего сына» потому, что каждый комсомолец — старший сын партии, а пионер — младший! Такое время, такая риторика.
К 1960 году школы и дома пионеров носили имена отличившихся в войну юных героев. Через 2 года в стране собирались отметить 40-ю годовщину образования Всесоюзной пионерской организации. Решили экранизировать самую известную повесть на героико-патриотическую пионерскую тему. Когда зашла речь о режиссере, сомнения отсутствовали. Автор лент «Девочка ищет отца» и «Миколка-паровоз» Лев Голуб был готов к работе. Главное условие — внешняя схожесть исполнителя роли с прототипом Володей Дубининым.
Точь-в-точь
В поиске исполнителя главной роли проделали грандиозную работу. Специальная комиссия из трех человек исколесила СССР. Отсмотрели более 20 000 претендентов. Наконец Голубу сообщили, что есть похожий паренек в Москве — Александр Корнев — и нужно его утвердить.
— Ранее ассистенты режиссера с нами уже общались, — вспоминала Любовь Корнева, сестра Александра. — Мы сидели с братом в школе на уроке, и в класс вновь зашла целая группа мужчин. Как я потом узнала, это оказались Лев Голуб, Макс Поляновский и Лев Кассиль. Они молча посмотрели на брата, ничего не сказали, ушли. Потом нам сообщили, что его утвердили. Отсмотрев столько людей, они знали, кого ищут. Родная мама Дубинина увидела моего брата и натурально потеряла сознание: они были похожи один в один.
Так роль Володи Дубинина получил Александр Корнев, а его родная сестра Люба исполнила роль Вали, сестры пионера-героя.
Знаменитый Роман Филиппов (помните, в «Бриллиантовой руке» его знаменитое: «будете у нас на Колыме, милости просим») сыграл повара Яшу. Тогда он работал в одном из минских театров. Еще одна белорусская актриса, Тамара Муженко, исполнила роль жены командира отряда. В отличие от других лент «Беларусьфильма» тех лет в картине много минских (не московских!) актеров.
Без декораций
Когда съемочная группа картины летом 1961-го уезжала в экспедицию в Керчь, коллеги завидовали. Все на киностудии в Минске занимались в тот год переездом в новое здание, где «Беларусьфильм» расположен и сейчас. А тут люди едут к морю. Но участники съемок радовались рано. Сначала им выдали теплую одежду. Оказалось, что группе предстоит работать в катакомбах, где заживо замуровали 13 тыс. человек.
— Когда мы оказались там в полном мраке, было жутко и холодно, — рассказывала Л. Корнева. — Нельзя сделать лишний шаг в сторону. Кругом разбросаны покореженное оружие, гильзы. Мы наталкивались на кости погибших детей и взрослых. Даже старшие боялись отходить от общей группы, так как там в любой момент могло произойти обрушение или взрыв необезвреженной мины. Для съемок еще и реальность осады воспроизводили: бросали в нас горящие бочки, затапливали. В некоторых сценах приходилось сниматься, стоя по шею в воде. Утешало, что мы все-таки могли в любой момент выйти на поверхность.
Ни одна декорация не смогла бы передать атмосферу, оставшуюся на кинопленке после съемок на месте реальных событий.
На самом деле
Сотни лет в Аджимушкае под Керчью добывали известняк-ракушечник, из которого строили город. В местах добычи образовались подземные лабиринты. Они и стали убежищем для местных жителей, бригад народного ополчения. История Володи Дубинина произошла в период первой короткой оккупации Керчи с 16 ноября по 30 декабря 1941 года, когда численность отряда составляла 95 человек. 4 января 1942-го Володя погиб.
После второго захвата Керчи немцами в мае 1942-го состоялся массовый уход населения и оставшегося ополчения в штольни на 170 дней — с мая до конца октября 1942 года. Каменоломни не были подготовлены для проживания более чем 13 тыс. человек. Из них спаслись всего 48 человек. После войны там прибрали, где смогли, но завалы в штольнях не разбирали до середины 1960- х. Поэтому съемочная команда ленты поневоле стала первой большой группой, спустившейся в эту многотысячную братскую могилу. Многие жуткие события, показанные в фильме, взяты именно из истории второй оккупации города и осады подземной цитадели, когда Володя Дубинин уже погиб.