КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Вам — задание»
О том, как создавался фильм «Вам — задание», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Авторы этой ленты 2004 года так и не пришли к общему мнению в отношении деталей сценария.
О чем фильм
Незадолго до начала войны молодого лейтенанта милиции Алексея Купревича командируют в Западную Белоруссию, где в одном из районов орудует банда Рановского — польского шляхтича, у которого в 1939 году советская власть экспроприировала имение. Банда не воспринимает Купревича всерьез. Даже встретив его в лесу, не убивает, а насмехается. Алексей оскорблен и считает арест Рановского делом чести.
В июне 1941-го у Купревича должна быть свадьба с местной девушкой Надей, только что окончившей мединститут. На свадьбе гости и узнают о начале войны. Вскоре Алексей и его родной брат Петр, тоже милиционер, получают задание уничтожить высадившийся неподалеку немецкий десант. Бой завершается ранением Петра, а Алексей присоединяется к действующей армии, назначен командиром разведроты. Его молодая супруга Надя служит военврачом. Петр после выздоровления в госпитале тоже оказывается на фронте.
Рановский помогает фашистам в оккупированных районах. Немцы возвращают ему отнятое имение. Но вскоре его малолетнего сына, проводившего время с няней на хуторе, сожгли фашисты вместе с другими сельскими жителями. Отношение Рановского к оккупантам меняется. Он стреляет в одного из офицеров комендатуры. Теперь бывший шляхтич не может присоединиться ни к одной из сторон военного конфликта: для обеих он преступник.
Хоть и врозь, но братья Купревичи, каждый на своем участке фронта, ведут борьбу с захватчиками. И когда в 1944-м Белоруссия освобождена, Алексея назначают в том же, что и до войны, западном районе начальником отдела по борьбе с бандитизмом. Случайно он выходит на след Рановского. Героям повествования предстоит схватка один на один.
Герой и злодей
Еще в 1998 году заместитель министра культуры республики Юрий Цветков передал книгу Николая Чергинца «Вам — задание» члену худсовета отечественной киностудии Изольде Кавелашвили с единственным вопросом: «Осилите переработать в сценарий?» За работу взялась сценарист Алена Калюнова. Но не всё было так просто. Кино и литература — разные виды искусства. Очень часто по гениальному литературному произведению невозможно без адаптации снять успешный фильм. Вряд ли современный зритель будет смотреть ленту, если увидит на экране выдающийся 20-минутный внутренний монолог одного из героев Достоевского, сделанный закадровым голосом. Кино — это прежде всего действия и события.
— В романе, к сожалению, не было сквозного сюжета, центральной истории, — вспоминала сценарист. — Проза так не привязана к требованиям формы, как кино. В основе любого сценария всегда должен быть конфликт двух сторон, который определяет дальнейшие мотивы и поступки героев. И чем сложнее и умнее отрицательный, тем выше в глазах зрителя положительный герой, вступивший с ним в противостояние. Я сделала отрицательного Рановского человеком с непростой судьбой, образованным, имеющим основания обижаться на советскую власть. Ввела в сюжет гибель его сына от рук немцев, еще больше усложнив его судьбу. У Алексея Купревича появился достойный противник. Схватка с ним поднимала офицера милиции на небывалые драматургические высоты. Что толку, если бы Рановский оставался обычным приспешником немцев. Но руководство киностудии побоялось, что его трагедия и подробности жизни могут вызвать сочувствие зрителя. Было решено часть рельефных сцен с Рановским, где он проявляет человечность и есть глубина его образа, убрать. Это нивелировало и Купревича. Одно дело, когда герой противостоит умному, цельному, со своим мировоззрением, человеку, другое — когда он бегает за карикатурным пособником. В фильме исчезла борьба двух сложных противников. Противостояние стало плоским, двухмерным.
Не имеет права
Точку зрения, отличавшуюся от позиции сценариста, имел автор произведения Николай Чергинец:
— Этот роман мне дорог, он переиздавался десятки раз. Его покупали и читали. Литератор, ломавший голову над каждым словом, порой не может понять, почему в картине иначе развивается повествование, написанное им. В кино есть специфика. Я мало знаю авторов книг, которые после экранизации оставались довольны. Но считаю, что ни один сценарист не имеет права отходить от главной сути, изложенной в романе. Советовал бы всем писателям не просто отдавать свое произведение, а сопровождать работу над фильмом, общаться с режиссером, оператором, редактором в процессе. У меня не получилось. Совсем иначе представлял себе эту экранизацию.
Хороши собой
Режиссером ленты стал Юрий Бержицкий. В 1982-м в 21 год он пришел работать на «Беларусьфильм». Период его творческого расцвета и надежд совпал с бескартиньем 1990-х. А когда в начале 2000-х вновь появилась возможность снимать, обрести режиссерский тонус было непросто.
Немало ролей в ленте сыграли белорусские актеры.
— Когда мы повезли фильм на кинофестиваль имени Сергея Бондарчука «Волоколамский рубеж», — вспоминал Юрий Бержицкий, — режиссер Петр Тодоровский вдруг мне сказал: «Как много красивых русских лиц, которых я не знаю. Откуда вы их берете?» Я ответил, что в картине все минские театральные актеры.
Это было истиной только отчасти. Например, Виталий Ходин, сыгравший Алексея Купревича, действительно родился в Минске, но уже много лет жил и работал в Москве. Роль Петра Купревича досталась москвичу Валентину Клементьеву, актеру МХАТа им. Горького. Артистка того же театра Наталья Винтилова сыграла супругу Алексея Купревича. А вот роль военврача Ольги, возлюбленной Петра Купревича, исполнила известная белорусская актриса Валерия Арланова.
В образе Рановского предстал литовский артист Альбинас Келярис.
Актеры белорусских театров, как часто бывало, сыграли роли второго плана. Алена Сидорова, Арнольд Помазан, Анатолий Терпицкий создали яркие эпизоды.
На все готовы
Съемки проходили в 2003-м в Белорусском государственном музее народной архитектуры и быта в агрогородке Озерцо и в музее «Лошицкая усадьба». В те годы усадьба находилась в аварийном, заброшенном состоянии. Сцены боев в лесу снимали в Минской области.
Как вспоминал оператор-постановщик ленты Александр Абадовский, часть съемок летних по сценарию сцен проходила поздней осенью. Эпизод знакомства Алексея Купревича с будущей супругой Надей проходит во время ее купания в реке в одной советской комбинашке. Нужно было плескаться, радоваться, улыбаться, а на градуснике было близко к нулю. Актриса Наталья Винтилова вышла из воды посиневшей.
В сцене сжигания амбара с жителями минский актер Александр Беспалый отказался от услуг каскадера и сам выполнил сложную трюковую сцену, где его персонаж пробивает ворота подводой, а потом получает в грудь пулеметную очередь. Со стороны может показаться безделицей, когда заранее спрятанные под костюмом микрозаряды пробивают насквозь одежду, имитируя пулевые ранения. На самом деле то, что может пробить одежду, способно пробить и кожу, если так называемые фурки под костюмом лежат неверно. К счастью, в этом случае обошлось без травм.