КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «За порогом победы»
О том, как создавался фильм «За порогом победы», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Создание шестого фильма знаменитого советского сериала «Государственная граница», как всех предшествовавших лент цикла, курировалось КГБ СССР.
О чем фильм
Первый послевоенный год, территория Западной Украины, леса возле советско-польской государственной границы. Банда националистов под предводительством Клима Рогозного терроризирует мирное население хуторов. Убит председатель местного колхоза вместе с семьей. Противостоит бандитам пограничный отряд майора Сушенцова. Во время одного из боев на сторону пограничников переходит член банды Николай Данилюк. Бывший учитель в годы войны, не желая быть угнанным немцами в Германию, ушел в леса, случайно присоединился к одной из групп Украинской повстанческой армии. От Данилюка становится известно, что Клим Рогозин в тайнике прячет списки гитлеровских агентов.
Специально из Киева вызван капитан Ольховик. Его лицо неизвестно местным. Под видом члена повстанческой армии он внедряется в банду с помощью Данилюка. Операция оказывается под угрозой срыва, когда на одном из хуторов Ольховик встречает свою киевскую возлюбленную Кристину. Девушка приехала к отцу в село в дни студенческих каникул. Никто не догадывается, что она знает Ольховика в другой ипостаси.
Националистам предстоит переправить через польскую границу американского агента Мертона, который обещает им финансирование и оружие. В назначенный день место дислокации бандитов окружает подразделение Сушенцова. Мертон задержан. Раненый Рогозин устремляется к тайнику, где хранит списки агентов. Но его настигают и обезвреживают.
Пометили крестиком
Главное управление пограничных войск было подразделением КГБ СССР. Начиная с первой ленты «Мы наш, мы новый…» цикла «Государственная граница», снятой в 1980-м, авторы находились под пристальным вниманием этого ведомства. «За порогом победы» показали по Центральному телевидению в мае 1987-го. Сохранилось письмо из КГБ, адресованное создателям картины: «Автор полностью выполнил главное требование. Оно заключалось в том, чтобы показать ту сторону деятельности оуновского подполья, которая связывала их с фашизмом, а затем с английской и американской разведками».
Даже советские идеологи и представители КГБ не ставили всех членов банд националистов в один ряд. Понимали, что в так называемой повстанческой армии оказалось немало случайных людей. Не просто так в ленте есть персонаж Николая Данилюка, взявшегося помогать пограничникам.
— Чтобы мы четче представляли себе членов УПА, их форму и вообще фактуру времени, нам показывали кинохронику и их групповые фотографии, — рассказывал Анатолий Гурьев, исполнитель роли лейтенанта-пограничника Захарина. — На снимках — и откровенные головорезы, и люди с вполне интеллигентной внешностью, возможно, ранее репрессированные. Присутствовали на фото и юнцы. Почти у всех на снимках карандашом были начертаны крестики на лбу. Я спросил у консультанта из КГБ, что они означают. Тот ответил: «Так отмечены убитые при задержании или расстрелянные позже».
Сценарий — не проза
Картину «Последний хлеб» (1963) режиссера Бориса Степанова запретили в СССР. Несмотря на это, спустя два года вышел его фильм «Альпийская баллада». А позже он стал режиссером пяти из восьми лент цикла «Государственная граница», созданных в советский период.
Над первыми четырьмя работали сценаристы Алексей Нагорный и Гелий Рябов. Начиная с пятой картины «Год сорок первый» сценаристом цикла стал писатель Олег Смирнов. «За порогом победы» тоже писал он. Сюжеты из-под его пера выходили динамичные, он автор более 20 книг о войне. Но в остроте сюжетных перипетий и качестве кинодиалогов Смирнов явно проигрывал. Немудрено: Рябов с Нагорным писали историко-приключенческие сценарии — «Рожденная революцией», «Кража» и др. Умели более виртуозно привлечь внимание зрителя.
Те же и Брондуков
В «Государственной границе» есть персонажи, которые проходят через несколько фильмов сериала. Так, майор Сушенцов в исполнении Дмитрия Матвеева появился в пятой ленте «Год сорок первый». Роль его жены Ирины, как и в предыдущей картине, сыграла Вера Сотникова. Только теперь ее персонаж не просто супруга командира, а женщина, прошедшая фашистский концлагерь.
Знаменитый в 1980-е актер Семен Морозов (ефрейтор Збруев из фильма «Семь невест ефрейтора Збруева») тоже снялся в пятой ленте цикла. В шестой его героя — прошедшего войну старшину Павла Леваду — бандиты живьем сжигают на костре.
Капитан Ольховик появился в цикле впервые. Его роль исполнил актер московского Центрального детского театра Сергей Парфенов. Что характерно, все главные роли героев-украинцев достались московским актерам, родившимся в Украине. Так, Лидия Вележева, сыгравшая Кристину, уроженка Киева, сейчас не только актриса, но и российский политический деятель. Тимофей Спивак, исполнивший роль Клима Рогозного, более 40 лет живет в Москве, но родом из Херсона. Неожиданно в маленьком эпизоде появился знаменитый киевлянин актер Борислав Брондуков.
И всё же были исключения. Коллеги убедили Бориса Степанова, что самого ярого националиста Гука, идеолога краевого УПА должен сыграть актер минского театра имени М. Горького Вячеслав Солодилов.
На распутье
Сразу решили снимать в Украине. Режиссерская группа побывала в Ровно, Ивано-Франковске, но выбрала Львов, где и сняты все городские сцены. Лесные — в 50 км от города в реальных местах, где война не закончилась в мае 1945-го. Там в 1980-м еще сохранились нежилые, но ухоженные хутора с покрытыми соломой крышами. Киношникам активно способствовал первый секретарь Львовского обкома КПУ Виктор Добрик. Он посоветовал, чтобы группы националистов играли местные украинские актеры, которым хорошо знакома поднятая в фильме тема.
В массовых сценах в лесу принимали участие жители окрестных украинских сел. Актер Анатолий Гурьев вспоминал:
— Обед привозили в герметичных бачках. Открывали, раскладывали по алюминиевым тарелкам. Все их брали и разбредались по площадке, обедали группами. Так вот, часть местных селян сразу пошла с тарелками к группе актеров, переодетых в форму советских пограничников, вторая — к группе в форме УПА. Это было символично.
С момента съемок картины прошло 34 года. Деятельность ОУН-УПА, затронутая в ленте, относится к дискуссионным темам украинского общества и сегодня.