КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Жди меня, Анна»
О том, как создавался фильм «Жди меня, Анна», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В этой ленте 1969 года Олег Янковский сыграл одну из своих первых главных ролей. Режиссера Валентина Виноградова отстранили от монтажа, и картина в редакции автора вышла на экраны только в 1990-м.
О чем фильм
1943-й. Корреспондента московской газеты Сергея Новикова редакция направила в город на Волге, где ему предстоит написать очерк о трудовых подвигах, радужном будущем и счастливом настоящем портовой крановщицы Анны Серёгиной. Та не считает себя героиней, грубо отказывается от общения с журналистом. Новиков решает на несколько дней остаться в городе, чтобы расположить к себе Анну и получить материал для очерка. Так он знакомится с жизнью провинции.
На центральной площади расположился эвакуированный цирк шапито. Корреспонденту кажется странным, что артисты в тылу. Однако, пообщавшись, Новиков выясняет: каждый из них либо воевал и списан в связи с ранением, либо не может попасть на фронт из-за штампа «не годен».
Наладить контакт удается и с Анной. За внешним балагурством и нервозной грубостью она скрывает от всех известие о недавней гибели мужа в Сталинграде.
Все, кого Новиков повстречал, отмечены печатью войны. Корреспондент понимает: подвиг в тылу — не в выработке стахановских норм, а в способности найти в себе силы жить. Он отказывается писать очерк-агитку и просит направить его спецкором туда, где идут бои.
Нас возвышающий обман
Автор сценария Юрий Нагибин. По его материалам сняты более 40 фильмов, начиная с комедии «Гость с Кубани» (1955) и заканчивая мини-сериалом «Гардемарины, вперед!» (1987).
Из опубликованных дневников писателя ясно: прототип корреспондента Новикова в его повести «Далеко от войны», соответственно, и сценария ленты — он сам. Прозаик вспоминает о журналистском периоде своей жизни: часто приходилось писать не то, что он думает, подменять факты ироническими выдумками, которые воспринимали всерьез. Например, в статье о выборах в Верховный Совет СССР в 1950 году Юрий Нагибин рассказывал, как пляшущих и поющих цыган с гитарами не пустили на избирательный участок, а они верили, что их голоса станут решающими. Позже Нагибин признался: это были его фантазии.
Чужими руками
До ленты «Жди меня, Анна» Валентин Виноградов пережил скандал, разгоревшийся вокруг его картины «Восточный коридор». На Кишиневском кинофестивале запретили показ фильма, уже указанного в программе. А в Минске с просмотра ушел 1-й секретарь ЦК КПБ Пётр Машеров.
На сей раз ничто не предвещало беды: в новой картине не было политики.
— На приемке ленты председатель Госкино БССР Борис Павленок высказал некоторые сомнения, — вспоминал Валентин Виноградов. — Но фильм принял, акт подписал. Я боялся приемки в ЦК КПБ, а без этого военным картинам хода не давали. В аннотации к ленте говорилось: «Журналист приезжает писать о подвиге в тылу». В ЦК КПБ настроились на хрестоматийную подачу темы. После просмотра поднялся скандал, мол, я обманул их ожидания. Акт порвали. Претензия: не показаны ни подвиг, ни героизм. А драмы, рассказанные артистами цирка, а также Анны Серёгиной, которая, как и многие женщины в тылу, работала в две смены, в ЦК КПБ за подвиг, видимо, не считали. Классики Аркадий Кулешов и Максим Лужанин защищали фильм, но тщетно. Валентина Виноградова уволили с «Беларусьфильма». Он переехал в Ленинград, где пробовал снимать для телевидения. Позже только писал сценарии.
Коллеги на белорусской киностудии проявили солидарность — отказались перемонтировать фильм без Валентина Николаевича. Тогда монтажера прислали из Москвы. Порезанная чужими руками лента вышла в прокат в 1969 году малым тиражом. Только в 1990-м режиссеру удалось вернуть авторскую редакцию.
Неизвестный Янковский
В 1968-м, когда проходили съемки, Олегу Янковскому было 24 года, он жил и работал в Саратове. А фильмы «Щит и меч», «Служили два товарища», сделавшие его знаменитым, еще не вышли в прокат. «Жди меня, Анна» — его третья киноработа. У Олега Ивановича тогда были проблемы с дикцией. Вскоре он избавился от них, но в картине в роли Новикова его озвучивал другой актер.
Светлана Жгун, сыгравшая Анну Серёгину, была старше Янковского на 11 лет. Поэтому лирические отношения на экране между их персонажами выглядят как общение брата со старшей сестрой.
В маленьких ролях и эпизодах снялись мегазвезды тех лет.
Ролан Быков сыграл работника цирка Миню, жаждущего попасть на фронт, а Ольга Аросева, известная по телепрограмме «Кабачок «13 стульев», — его жену. Валентин Гафт сыграл клоуна, Алексей Смирнов (хулиган-напарник Шурика на стройке в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика») мелькнул в роли офицера. Циркового борца с псевдонимом Циклоп показал Александр Мазур — чемпион мира по греко-римской борьбе в тяжелом весе.
Как сейчас известные актеры хотят оставаться в тренде, появляясь в YouTube-проектах, так и в те времена именитые исполнители хотели быть интересны новому поколению, поэтому принимали предложения сняться в авторском кино молодых.
На грани реальности
Съемки проходили в 1968 году в Костроме и Горьком (ныне Нижний Новгород). Морозы в ту зиму были -30 °С и ниже. В ленте есть сцены на воде, где женщины спасают севшую на мель баржу, к которой требовалось добраться на лодке. Помощники режиссера ломами кололи лед. Несколько человек упали в ледяную воду и обморозились.
Для усиления эффекта реальности рабочего тыла в массовку пригласили десятки женщин в возрасте старше 55 лет из числа заводских тружениц. Их изможденные, испещренные морщинами лица, усталые взгляды крупным планом появляются в некоторых сценах.