КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Водитель автобуса»
2019 год проходит под знаком 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Национальная киностудия «Беларусьфильм» в разные годы сняла сотни лент военной тематики. В новом проекте агентства «Минск-Новости» — о том, как их создавали, перипетиях во время съемок, судьбах актеров и режиссеров.
О том, как создавался фильм «Водитель автобуса», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Лента вышла в прокат в 1983 году. Была и двухсерийная телеверсия. Картина пришлась зрителям по душе благодаря исполнителю главной роли Виктору Тарасову — звезде белорусского театра.
О чем фильм
Действие происходит 22 июня 1982 года. Водитель междугороднего автобуса Семен Михайлович везет пассажиров на «Икарусе-250» по маршруту Минск — Брест. Сюжет условно разделен на две части. Одна — воспоминания водителя о событиях первого дня войны, когда он ребенком остался один. Как отец и дед погибли в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Как забрали и убили мать. Другая — детективная: один пассажир возвращается с Севера, где трудился монтажником, и везет чемодан с заработанной немалой суммой. За автобусом неотрывно следуют бандиты…
Авторы
У режиссера Бориса Шадурского уже был опыт съемок детективных историй — лента «Задача с тремя неизвестными» 1979 года. Но «Водитель автобуса» — случай особый. Качественный сценарий с ретроспекцией в военное время. Он говорил: хороший сценарий сам себя снимает.
Картина снята по мотивам повести Валентина Черных. В его фильмографии такие шедевры советского кино, как «Москва слезам не верит», «Выйти замуж за капитана», «Любовь с привилегиями». На счету автора более 30 кинолент.
Музыку, включая знаменитую «Песню водителя» на стихи Михаила Матусовского, написал Вениамин Баснер — автор музыки к лентам «Судьба человека», «Полосатый рейс», «Щит и меч» и др.
Кто снимался
Семена Михайловича сыграл Виктор Тарасов. Для него эта роль стала визитной карточкой. Его еще долго, узнавая на улице, так и называли: водитель автобуса. Виктор Тарасов исполнил роль и деда Кирилла.
— Шоферы часто принимали его за своего, — вспоминала Нина Пискарёва, супруга Виктора Тарасова, режиссер. — Как-то подошел к нему один из них и попросил три рубля в долг. Говорит, знает, что он в его автопарке работает, отдаст.
Шоферы даже не предполагали, что этот обычный водитель — народный артист СССР, звезда белорусской сцены. Да и сам Виктор Павлович не замечал своей звездности, был прост в общении.
С присвоением Тарасову звания народного артиста СССР — особая история. В театре имени Янки Купалы ставили спектакль «Погорельцы». Министерство культуры не принимало эту работу. Драматург Андрей Макаёнок пригласил первого секретаря ЦК КПБ Петра Машерова. Были и чиновники из Минкульта. По окончании постановки воцарилась тишина. И вдруг Машеров зааплодировал. Тут же захлопал весь зал. Пётр Машеров сказал: «Какой хороший артист!» Макаёнок в ответ: «Давно пора ему присвоить очередное звание». Первый секретарь ЦК КПБ распорядился готовить документы на присвоение Виктору Тарасову звания народного артиста СССР.
На главную роль в картине пригласили не только Виктора Тарасова, но и восходящую звезду советского кино Дмитрия Харатьяна, который сыграл лейтенанта Диму:
— Из-за этого фильма я не снялся в знаменитой ленте «Мы из джаза», хотя был утвержден на роль, которую в дальнейшем сыграл Игорь Скляр. Меня вызывали в Москву, но я не поехал. «Водитель автобуса» — остросюжетное кино, мне было интересно.
Актриса Надежда Бутырцева в военной части картины сыграла маму главного героя. Зрители до сих пор помнят ее. Она настолько вжилась в роль и прониклась атмосферой первых дней войны, что плакала и боялась по-настоящему:
— Было так страшно, когда вокруг всё взрывалось. Машинально закрывала мальчика, который играл моего сына. Сквозь грохот взрывов слышала только голос режиссера: «Голову подними». Чтобы лицо было видно.
Как снимали
Больше месяца съемки проходили в Полоцке. Потом в Минске. Внимательный зритель не мог не заметить: автобус, направляясь в Брест, движется по пр. Машерова (ныне Победителей), хотя путь в город над Бугом логичнее начинать с пр. Дзержинского. Но в те годы пр. Машерова имел куда более кинематографичный вид.
Поскольку настала осень, деревья пожелтели, ассистенты нашли трассу, вдоль которой зеленый сосновый лес, так как по сценарию в фильме лето. Там снимали основные эпизоды проезда автобуса.
Дмитрий Харатьян в военной форме чуть не угодил на гауптвахту:
— По молодости я вел себя разгульно. Как-то раз хорошо посидели после очередных съемок. На следующий день не мог освоить текст, ничего не соображал. В перерыве в чем был на площадке — форме лейтенанта танковых войск, но без фуражки и с расстегнутой верхней пуговицей на рубашке — пошел в буфет на минском автовокзале. Ко мне подошел реальный военный патруль: «Предъявите военный билет, предписание. Где ваша фуражка?» Я отвечаю: «Ребята, я не военный, мы тут кино снимаем». Не поверили, едва не увели в комендатуру. Долго проверяли.
Роль бандита, ехавшего в автобусе, исполнил белорусский актер. В фильме есть сцена драки, во время съемок случилось ЧП. Владимир Мищанчук вспоминал:
— Мне выдали настоящий пистолет с холостыми патронами. Заряд-то холостой, но при выстреле вылетают горячие пороховые газы. В драке я нечаянно преждевременно нажал на курок. Заряд попал в каскадера, который работал со мной, и прожег ему свитер и грудь прямо около сердца. К счастью, всё обошлось без серьезных травм.
Финансовые трудности
Картина не была еще снята до конца, а бюджет уже закончился. Оговоренные сроки производства подошли к концу. С актерами пришлось договариваться о бесплатной работе, чтобы доснять. Правда, потом им всё же заплатили по разовым нарядам за один съемочный день, хотя таких дополнительных дней было больше.
Дмитрий Харатьян тоже не получил полностью причитающегося:
— Какие там деньги! Тогда при интересном материале, хороших группе и режиссере сниматься было большим счастьем. Вопрос денег уходил на второй план.