КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Возьму твою боль»
О том, как создавался фильм «Возьму твою боль», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Роман Ивана Шамякина «Возьму твою боль» и фильм Михаила Пташука с одноименным названием в 1980-е вызвали споры читателей и зрителей. Шамякин не раз переписывал финал произведения, а первоначальную развязку финала сценария фильма вообще запретили. Сюжет романа и киноленты взят из реальной жизни: деревенские женщины закололи вилами бывшего полицая, отбывшего тюремный срок за свои деяния и вернувшегося в родное село.
О чем фильм
Конец 1970-х, СССР. В одну из белорусских деревень после длительного тюремного заключения возвращается бывший фашистский пособник полицай Григорий Шишкович. Он уже старик, который то ли прикрывается демагогией о религии и покаянии, то ли действительно верует. Перед законом чист, срок по приговору суда отбыл. А Иван Батрак, чьи сестра и мать погибли по вине этого полицая, не может спокойно перенести такое соседство. Мальчишкой он своими глазами видел, как расстреляли родных. Но Шишкович утверждает, что не стрелял, поэтому был приговорен к тюремному сроку, а не к высшей мере наказания. В какой-то момент Иван понимает: раскаяние Шишковича — лицемерие и фальшь. Дело принимает неожиданный оборот, когда Таисия — жена Ивана Батрака — берет на себя огромную боль мужа и сама убивает Шишковича.
Авторы
И. Шамякин воевал, принимал участие в Висло-Одерской и Берлинской наступательных операциях. Фильм «Возьму твою боль» был пятой экранизацией произведений писателя. Известны картина по роману «Сердце на ладони», фильм «Хлеб пахнет порохом» по повести «Эшелон в Германию» и др.
Ленту «Возьму твою боль» писатель принял не сразу. Он не мог смириться с режиссерской трактовкой М. Пташука, который, экранизируя роман, видел в его военной части историю о своем детстве и своей матери. Она, рискуя жизнью, носила еду партизанам, как и героиня Алена. В главном персонаже — мальчике Иване — режиссер узнавал себя. Поэтому были некоторые расхождения с романом.
Еще одно существенное отличие: в романе Таисия убивает предателя и полицая Шишковича, понимая, что, отбыв наказание, перед законом он чист, а ее ждет тюремный срок. В фильме же происходит его случайное убийство во время потасовки в сенях.
— В первоначальной версии сценария, — вспоминал Владимир Гостюхин, исполнитель роли Ивана Батрака, — Таисия убила Шишковича осознанно. Она ввела ему инъекцию яда. Но Михаилу Пташуку категорически не разрешили снимать такое. Шамякин был недоволен и некоторыми сценами, в том числе развязкой. Иван Петрович сердился, пока не понял: фильм — это отдельное произведение, его автор — режиссер. А после встречи со зрителями под Минском, где нас принимали тепло и со слезами на глазах, Шамякин принял фильм.
Как проходили съемки
Почти все ленты о деревне М. Пташук снимал на своей родине — близ деревни Федюки Барановичского района. Фильм «Возьму твою боль» не исключение.
На съемках случились два серьезных ЧП. Во время сцены сжигания дома Боря Петрунин — мальчик, исполнявший роль Ивана Батрака в детстве, — едва успел выбраться из огня. Съемки остановили, парнишку успели спасти.
Трагедия едва не случилась и тогда, когда В. Гостюхин сел за руль комбайна.
— Я за рулем, комбайн едет, впереди съемочная группа, операторский кран с подъемником-площадкой, на которой люди. Ассистенты ходят. А я не могу затормозить! — вспоминал актер. — Начинаю махать и кричать: «Разбегайтесь! Беда!» Кто-то увидел мои глаза, понял: не шучу. Ринулись врассыпную. На площадке инерционного операторского крана остался только ассистент, который понимал: если резко спрыгнуть, пружина крана выбросит кинокамеру и дорогой аппарат разобьется. Въехал я в одну из машин, смял ее, остановился. А над головой, на площадке крана, повис ассистент оператора в обнимку с кинокамерой.
В. Гостюхин перебрался в Минск в 1978 году по велению сердца: влюбился в минчанку. Его звали во многие московские театры, а он выбрал наш город, хотя уже 10 лет снимался в кино и был известным в СССР киноактером. Страна единая, расстояние до Москвы преодолимое. Роль Ивана Батрака в фильме «Возьму твою боль» стала первой работой актера с момента появления в его кармане паспорта с минской пропиской.
Галина Яцкина приехала в столицу, не прочитав сценария, а когда ознакомилась с материалом, попросила обратный билет. Роль Таси Батрак ее не устроила. Но М. Пташук умел убеждать. Правда, согласился на изменения в сценарии. После каждого съемочного дня Г. Яцкина, М. Пташук и В. Гостюхин переписывали и расширяли драматургию сценария. Так появился новый персонаж — их 16-летняя дочь Валентина, которая постоянно спорит с матерью.
Роль мамы маленького Ивана в военной части картины должна была сыграть Любовь Полищук — характерная актриса с мощным внутренним стержнем. Но утвердили Любовь Виролайнен, у которой тоже хватало личного и актерского опыта, чтобы сыграть женщину с твердым характером.
Каково играть предателя
Очевидно, с тех давних советских времен, как кино подменило реальность, а штурм Зимнего дворца в фильме Эйзенштейна «Октябрь» приняли за кинохронику, так и всех советских актеров, сыгравших злодеев и предателей, часто ассоциировали с их героями. Не было и речи о наградах за отлично сыгранные отрицательные роли, на встречах со зрителями этих актеров не хотели видеть. Заслуженный артист Республики Беларусь Иван Мацкевич настолько блестяще сыграл роль предателя Шишковича, что его героя возненавидели все, кто посмотрел фильм. Собственная мать, прятавшая в годы войны евреев от фашистов, с недоумением спросила Ивана Ивановича: «Сынок, зачем ты это сыграл?»
Стоит вспомнить, что Шишкович в фильме выступает в двух ипостасях: молодой, бодрый и хитрый в годы войны и старый, дряхлый, прошедший 30 лет лагерей в современной части картины. И. Мацкевич везде убедителен. В 33 года сыграть старика непросто: походка, осанка, взгляд, глубина глаз — все должно выглядеть правдоподобно. Иначе в отчаяние и ненависть положительного героя, который ему противостоит, не поверят. Впоследствии И. Мацкевич сыграл еще более сотни ролей в кино, был одним из немногих узнаваемых во всем СНГ белорусских киноактеров. Но зрители ему всегда припоминали роль Шишковича. Как бы с укором.