КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Знак беды»
Премьера ленты Михаила Пташука состоялась весной 1987 года, хотя съемки завершились гораздо раньше. Фильм хотели запретить. В чем обвиняли режиссера и кто спас картину — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем лента
Хутор близ села Выселки, где живут Степанида и ее муж Петрок, заняли гитлеровцы. Петрок сперва пытается с ними ладить. Фашисты ведут себя как хозяева, унижают семью. Не выдержав издевательств, он идет на открытый конфликт и погибает. Раздобыв бомбу, Степанида намерена мстить, но о снаряде узнают полицаи, приходят за ним. Женщина запирается в собственной хате и поджигает ее…
Почему картину поначалу запретили
Сцены издевательств фашистов над семьей Степаниды и Петрока перемежаются со сценами раскулачивания и грабежа крестьян в советской деревне в 1920-е годы. Это выглядит как прямые аллюзии и сравнения. Повесть Василя Быкова «Знак беды» и снятый по ней фильм с одноименным названием вызвали много вопросов у идеологов. Ознакомившись с повестью и разрешив работу над лентой, чиновники предполагали, что Пташук сделает сцены коллективизации деликатно. Режиссер решил показать правду.
— Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС просигналил, что эту повесть хотят издать большим тиражом, — рассказывал Егор Лигачев, член Политбюро ЦК КПСС в 1986 году. — Якобы у товарищей, возглавлявших тогда БССР, есть сомнения. Обсуждение повести стояло на повестке дня одного из заседаний. Виктор Чебриков, в 1986-м председатель КГБ СССР, сказал: печатать ее нельзя. Горбачев возразил: нельзя не печатать. С фильмом такие же вопросы.
— В Союзе кинематографистов состоялись первые просмотры, — вспоминал Иван Антонóвич, в 1986 году заведующий отделом культуры ЦК КПБ, — недоброжелатели написали в Москву о том, что в картине прямые параллели между фашистской оккупацией и советской властью.
Несколькими годами ранее ленту просто положили бы на полку. Но началась перестройка. Режиссера Михаила Пташука вызвали в Москву для беседы с членом Политбюро ЦК КПСС Егором Лигачевым:
— Я сказал Пташуку, что показывать сопротивление немцам Степаниды как борца-одиночки в отрыве от подпольных партийных организаций, партизанского движения — так нельзя в советском кино. Есть правила и устои. Зрители решат, что борьба в одиночку — это неправдоподобно.
Пташук молчал. Потом сказал: «Такое было в Белоруссии сплошь и рядом. Боролись как могли, сами». Разговор не получился. Вырезать сцены коллективизации он отказался.
Режиссер уехал, понимая, что премьеры не будет. Прошло около 4 месяцев. И вдруг в Союзе кинематографистов раздался телефонный звонок. Звонила Раиса Горбачева и от всей своей семьи благодарила за картину. На дачу главы государства ее доставил накануне избранный первым секретарем правления Союза кинематографистов Элем Климов. После состоялась премьера в СССР. В 1987 году лента получила Гран-при «Статуя Свободы» на ХVI Международном кинофестивале в Сопотнице (Югославия) и Гран-при телерадиокомпании ВВС за лучший неанглоязычный фильм.
Авторы
Василь Быков не нуждается в представлении. Воевал. Экранизированы 24 произведения писателя, в которых показан нравственный выбор человека в самые драматичные моменты.
Ежегодно в праздничном телеэфире 9 Мая фильмы Михаила Пташука «В августе 44-го…», «Возьму твою боль»… Режиссер считал Василя Быкова писателем номер один в Беларуси. Прочтя повесть «Знак беды», понял: назад пути нет.
— Он как коршун накинулся на эту повесть, — вспоминала Лилия Пташук, вдова режиссера. — Всю ночь не спал. И утром позвонил Быкову: «Василий Владимирович, я хочу снимать это». Я спрашивала: «Когда она закончится, твоя война?» А он: «Я бы и рад закончить, но она сама никак не кончается».
Как проходили съемки
Снимали в Барановичском районе, в местах, где режиссер провел детство. Для этого «Беларусьфильм» выкупил хутор. Его хозяева давно перебрались в город. Их предупредили, что в финале дома, постройки сожгут. Они приехали на сжигание, а потом всю ночь плакали на пепелище и утром набросились на режиссера с упреком, что тот уничтожил их малую родину.
Сцену сожжения снимали с трех точек на три кинокамеры. Верхнюю точку — с гидроподъемника. Когда огонь разгорелся, ветер подул в сторону оператора на подъемнике — и едва не случилась трагедия.
Татьяна Логинова, оператор-постановщик, снимала с земли:
— Дом зажгли, он пылает. Включаем мою камеру — она не включается. Катастрофа! А дом горит. Не тот случай, когда можно сказать: «Стоп! Все на исходную», устранить проблему и снимать с самого начала. Бывают электронные сбои камеры, не зависящие от оператора. Пташук обложил меня матом, я потом долго с ним не здоровалась. Сцену удалось смонтировать благодаря тому, что снимали с трех камер, а не с одной.
Кто снимался
В ЦК КПБ настаивали, чтобы роли исполняли только белорусские актеры, и Петрока сыграл Геннадий Гарбук, известный тогда по картинам «Белые росы», «Люди на болоте». Роль Степаниды досталась московской актрисе Нине Руслановой. К тому моменту она снялась в легендарных фильмах «Мой друг Иван Лапшин», «Зимняя вишня», «Афоня». Забавно, что на съемках у Нины Руслановой был дублер. В сценах, где Степанида доит корову, крупным планом сняты руки местной доярки. Актриса не умела доить, да и ладони доярки были грубее, правдоподобнее.
— Пробовали на эту роль белорусскую актрису Татьяну Мархель, — рассказывала оператор-постановщик Татьяна Логинова. — Столько проб было, но никак. Приехала Нина Русланова. Волшебство! Заходит в павильон, садится — и сразу видно: это Степанида. Как будто она родилась ею.
Нина Русланова выросла в детском доме. Характер у нее всегда был железный.
— В работе она зверь, — вспоминал Геннадий Гарбук. — В кадре ей нужно было катить по грязи муляж бомбы, сделанный в натуральную величину и такого же веса. Русланову поливали из шести брандспойтов — имитировали ливень. Много дублей подряд. Когда она приехала в гостиницу, на весь коридор раздался ее голос: «Да пошли б эта бомба, и этот режиссер, и это кино, и эта жизнь…»
Геннадию Гарбуку роль Петрока тоже досталась не сразу:
— Я три раза пробовался. Там была одна тонкость. В повести Петрок медлительный, а Пташук считал, что он должен быть вертким. Я предложил обсудить это с автором. И Быков согласился.