1200 90

КАРТИНЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Знак беды»

Премьера ленты Михаила Пташука состоялась весной 1987 года, хотя съемки завершились гораздо раньше. Фильм хотели запретить. В чем обвиняли режиссера и кто спас картину — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

kadr iz lentyiО чем лента

Хутор близ села Выселки, где живут Степанида и ее муж Петрок, заняли гитлеровцы. Петрок сперва пытается с ними ладить. Фашисты ведут себя как хозяева, унижают семью. Не выдержав издевательств, он идет на открытый конфликт и погибает. Раздобыв бомбу, Степанида намерена мстить, но о снаряде узнают полицаи, приходят за ним. Женщина запирается в собственной хате и поджигает ее…

Почему картину поначалу запретили

na s'emkah

Сцены издевательств фашистов над семьей Степаниды и Петрока перемежаются со сценами раскулачивания и грабежа крестьян в советской деревне в 1920-е годы. Это выглядит как прямые аллюзии и сравнения. Повесть Василя Быкова «Знак беды» и снятый по ней фильм с одноименным названием вызвали много вопросов у идеологов. Ознакомившись с повестью и разрешив работу над лентой, чиновники предполагали, что Пташук сделает сцены коллективизации деликатно. Режиссер решил показать правду.

— Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС просигналил, что эту повесть хотят издать большим тиражом, — рассказывал Егор Лигачев, член Политбюро ЦК КПСС в 1986 году. — Якобы у товарищей, возглавлявших тогда БССР, есть сомнения. Обсуждение повести стояло на повестке дня одного из заседаний. Виктор Чебриков, в 1986-м председатель КГБ СССР, сказал: печатать ее нельзя. Горбачев возразил: нельзя не печатать. С фильмом такие же вопросы.

— В Союзе кинематографистов состоялись первые просмотры, — вспоминал Иван Антонóвич, в 1986 году заведующий отделом культуры ЦК КПБ, — недоброжелатели написали в Москву о том, что в картине прямые параллели между фашистской оккупацией и советской властью.

egor ligachev

Егор Лигачев

Несколькими годами ранее ленту просто положили бы на полку. Но началась перестройка. Режиссера Михаила Пташука вызвали в Москву для беседы с членом Политбюро ЦК КПСС Егором Лигачевым:

— Я сказал Пташуку, что показывать сопротивление немцам Степаниды как борца-одиночки в отрыве от подпольных партийных организаций, партизанского движения — так нельзя в советском кино. Есть правила и устои. Зрители решат, что борьба в одиночку — это неправдоподобно.

Пташук молчал. Потом сказал: «Такое было в Белоруссии сплошь и рядом. Боролись как могли, сами». Разговор не получился. Вырезать сцены коллективизации он отказался.

Режиссер уехал, понимая, что премьеры не будет. Прошло около 4 месяцев. И вдруг в Союзе кинематографистов раздался телефонный звонок. Звонила Раиса Горбачева и от всей своей семьи благодарила за картину. На дачу главы государства ее доставил накануне избранный первым секретарем правления Союза кинематографистов Элем Климов. После состоялась премьера в СССР. В 1987 году лента получила Гран-при «Статуя Свободы» на ХVI Международном кинофестивале в Сопотнице (Югославия) и Гран-при телерадиокомпании ВВС за лучший неанглоязычный фильм.

Авторы

Vyisil Byikov

Василь Быков

Василь Быков не нуждается в представлении. Воевал. Экранизированы 24 произведения писателя, в которых показан нравственный выбор человека в самые драматичные моменты.

Ежегодно в праздничном телеэфире 9 Мая фильмы Михаила Пташука «В августе 44-го…», «Возьму твою боль»… Режиссер считал Василя Быкова писателем номер один в Беларуси. Прочтя повесть «Знак беды», понял: назад пути нет.

— Он как коршун накинулся на эту повесть, — вспоминала Лилия Пташук, вдова режиссера. — Всю ночь не спал. И утром позвонил Быкову: «Василий Владимирович, я хочу снимать это». Я спрашивала: «Когда она закончится, твоя война?» А он: «Я бы и рад закончить, но она сама никак не кончается».

Как проходили съемки

Tatyana loginova

Татьяна Логинова

Снимали в Барановичском районе, в местах, где режиссер провел детство. Для этого «Беларусьфильм» выкупил хутор. Его хозяева давно перебрались в город. Их предупредили, что в финале дома, постройки сожгут. Они приехали на сжигание, а потом всю ночь плакали на пепелище и утром набросились на режиссера с упреком, что тот уничтожил их малую родину.

Сцену сожжения снимали с трех точек на три кинокамеры. Верхнюю точку — с гидроподъемника. Когда огонь разгорелся, ветер подул в сторону оператора на подъемнике — и едва не случилась трагедия.

Татьяна Логинова, оператор-постановщик, снимала с земли:

— Дом зажгли, он пылает. Включаем мою камеру — она не включается. Катастрофа! А дом горит. Не тот случай, когда можно сказать: «Стоп! Все на исходную», устранить проблему и снимать с самого начала. Бывают электронные сбои камеры, не зависящие от оператора. Пташук обложил меня матом, я потом долго с ним не здоровалась. Сцену удалось смонтировать благодаря тому, что снимали с трех камер, а не с одной.

Кто снимался

kadr iz f ma

В ЦК КПБ настаивали, чтобы роли исполняли только белорусские актеры, и Петрока сыграл Геннадий Гарбук, известный тогда по картинам «Белые росы», «Люди на болоте». Роль Степаниды досталась московской актрисе Нине Руслановой. К тому моменту она снялась в легендарных фильмах «Мой друг Иван Лапшин», «Зимняя вишня», «Афоня». Забавно, что на съемках у Нины Руслановой был дублер. В сценах, где Степанида доит корову, крупным планом сняты руки местной доярки. Актриса не умела доить, да и ладони доярки были грубее, правдоподобнее.

— Пробовали на эту роль белорусскую актрису Татьяну Мархель, — рассказывала оператор-постановщик Татьяна Логинова. — Столько проб было, но никак. Приехала Нина Русланова. Волшебство! Заходит в павильон, садится — и сразу видно: это Степанида. Как будто она родилась ею.

Нина Русланова выросла в детском доме. Характер у нее всегда был железный.

— В работе она зверь, — вспоминал Геннадий Гарбук. — В кадре ей нужно было катить по грязи муляж бомбы, сделанный в натуральную величину и такого же веса. Русланову поливали из шести брандспойтов — имитировали ливень. Много дублей подряд. Когда она приехала в гостиницу, на весь коридор раздался ее голос: «Да пошли б эта бомба, и этот режиссер, и это кино, и эта жизнь…»

Геннадию Гарбуку роль Петрока тоже досталась не сразу:

— Я три раза пробовался. Там была одна тонкость. В повести Петрок медлительный, а Пташук считал, что он должен быть вертким. Я предложил обсудить это с автором. И Быков согласился.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора