«Мама, не бей меня!». Как соседи помогли выявить проблему в минской семье
Минчанка, большая любительница горячительных напитков, мечтавшая о принце, регулярно вымещала злость на своем 10-летнем сыне. Чем закончилась эта печальная история, рассказывается в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Жильцы одного из домов на ул. Кедышко знали 32-летнюю Валентину* с детства. Растила ее бабушка: отца у девочки не было, а мать постоянно пыталась устроить личную жизнь, и на дочь времени у нее совсем не оставалось. Валентина росла непростым ребенком — в подростковом возрасте связалась с дурной компанией, стала выпивать. Доходило до того, что она воровала у бабушки деньги, и та несколько раз даже обращалась в милицию.
В 22 года Валя родила сына, который также оказался не нужен своему отцу. Да и ей самой мальчик был обузой — молодая женщина не теряла надежды встретить принца на белом «Ламборгини» и зажить в достатке. Со временем воспитанием Степки полностью занялась мать Валентины.
Мальчик неплохо учился в школе и лишь изредка навещал мать. И неудивительно: та, став наследницей бабушкиной квартиры, с завидной регулярностью заглядывала в бутылку на пару со своим очередным сожителем. Но месяц назад мать Валентины умерла, и Степан был вынужден переехать к родительнице. Между ними частенько случались конфликты, после которых расстроенный 10-летний мальчонка до позднего вечера сидел на скамейке у подъезда и прямо из пачки грыз вермишель быстрого приготовления.
Неизвестно, чем все могло закончиться, если бы в ситуацию не вмешались новые жильцы, купившие квартиру прямо над трешкой Валентины.
— Нас смущало, что в семье, живущей под нами, часто до поздней ночи слышались крики и плачь ребенка, — рассказывает Виктория. — Однажды Валентина, находясь в изрядном подпитии, стала ломиться ко мне в квартиру и, не выбирая выражений, кричать, что ей мешают мои дети, которые в тот момент спокойно играли с конструктором в своей комнате.
Посмотрев на ее состояние, я вызвала милицию, а также написала обращение в районное управление по образованию, чтобы эту семью взяли на контроль. Отмечу, что органы опеки отреагировали очень быстро.
Однако через несколько дней из квартиры Валентины опять стали доноситься крики Степки: «Мама, не бей!», «Мама, мне больно!». Виктория не задумываясь снова набрала номер 102. Приехавшие милиционеры приняли решение об экстренном изъятии ребенка из семьи и помещении его в социально-педагогический центр с приютом. Мальчик после признался сотруднику инспекции по делам несовершеннолетних, что пьяная родительница нередко поднимала на него руку. Саму Валентину тогда доставили на медицинское освидетельствование, которое показало в ее организме 2,11 промилле алкоголя.
Однако в приюте мальчик находился недолго — оттуда его забрала скорая с подозрением на пневмонию. По словам соседей, Валентина не сделала никаких выводов и продолжает пить. Если она не одумается, то рискует потерять Степку раз и навсегда.
— Пьянство, особенно систематическое, способствует притуплению эмоций, у человека теряется самоконтроль, появляются внезапные вспышки грубости, агрессии, немотивированной жестокости по отношению к близким. Зачастую их поведение не поддается здравой логике. К слову, именно в таких семьях порой могут совершаться жестокие преступления, — говорит заместитель начальника Первомайского РУВД полковник милиции Алексей Чубаров. — Сегодня на профилактическом учете в нашем райуправлении состоит 271 гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками. Сотрудники милиции регулярно проводят с ними мероприятия, направленные профилактику правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.
Нередко выявлять неблагонадежных граждан нам помогают жители нашего района, которые сообщают о фактах неблагополучия, ведь люди с алкогольной зависимостью терроризируют родственников, мешают жить соседям. Таких возмутителей спокойствия привлекаем к ответственности по ч. 2 ст. 10.1 КоАП Республики Беларусь.
Те, кто упорно продолжает вести аморальный образ жизни, рискует оказаться на принудительном лечении в ЛТП. Там для них разработан комплекс реабилитирующих мер — их лечат, пытаются восстановить психику, избавить от жесткой зависимости. Но, к сожалению, после возвращения из профилактория далеко не все становятся на путь исправления.
* Имена изменены по этическим соображениям.
Смотрите также: