Международный фестиваль театров кукол: как разгадывали русскую душу и хотели «Убить Кароля»

Самые ожидаемые и обсуждаемые события IX Международного фестиваля театров кукол — в обзоре корреспондентов агентства «Минск-Новости».

Программу фестиваля 17 мая завершит спектакль Полтавского академического областного театра кукол «Портрет с летающими часами. Марк Шагал «Моя жизнь» — иллюстрации» в постановке Оксаны Дмитриевой.

IMG_5620

Визуально запоминающийся, очень светлый, поэтому мы оставили его напоследок, — говорит художественный руководитель фестиваля Алексей Лелявский. — На мой взгляд, Оксана Дмитриева — одна из самых сильных украинских режиссеров театра кукол. Спектакль уже был показан в Бресте в 2014 году, в Витебске, но, если кто-то еще не видел, советую.

ваня

«Ваня. Сказка про Ваню и загадочную русскую душу»

Наиболее ожидаемым событием фестиваля стал показ спектакля «Ваня. Сказка про Ваню и загадочную русскую душу» питерского театра Karlsson Haus: в марте работа Алексея Лелявского была удостоена высшей национальной театральной премии России «Золотая маска» в двух номинациях — «Лучшая работа режиссера в театре кукол» (Алексей Лелявский) и «Лучшая работа актера в театре кукол» (Михаил Шеломенцев). Билеты на Камерную сцену Купаловского, где дважды показали «Ваню», были раскуплены до начала фестиваля.

Театры кукол уже давно и уверенно вышли в авангард профессионального театрального искусства внутри страны. Результаты II Национальной театральной премии, когда практически все основные награды уехали в Гродно вслед за «Пиковой дамой» Олега Жюгжды, дали понять, что кукольники ловко переигрывают академических коллег. И, кажется, даже снисходительное отношение массового зрителя, считающего их мастерами по части рассказывать сказки и устраивать утренники, их уже не тревожит.

Белорусский театр кукол — театр имен. Тут не только упомянутые мэтры — режиссеры Алексей Лелявский и Олег Жюгжда. Здесь и Александр Янушкевич из поколения 30–40-летних, чей спектакль «Толстая тетрадь» (Пермский театр кукол) в этом году также стал лауреатом «Золотой маски», и Игорь Казаков, и Юрий Диваков.

ZK4A4368

Игорь Казаков и Олег Жюгжда

В списке имен интереснейших белорусских театральных художников, которые работают в театре кукол сегодня, — Александр Вахрамеев, Татьяна Нерсисян, Людмила Скитович.

Но интерес к «Ване» не только и не столько из желания удовлетворить любопытство, за что «Маски» дают. Сказка про Ваню и загадочную русскую душу — о времени, когда ничего не стоит раздраконить всякое представление о нормальном человеческом. Главный герой трагисказки Алексея Лелявского, как Ланцелот из пьесы Евгения Шварца, единственный отважный, кто верит: дракона можно победить. Он облачился в так себе доспехи, оседлал коняшку и — «Но! Нас ждут великие дела». Наивный герой-романтик.

Действие спектакля проигрывается в стесненных обстоятельствах. Наклонная сцена-помост прижата низким потолком. В этом пространстве и существует актер Михаил Шеломенцев — в спектакле он один за всех персонажей. Только в финале Ване и его невесте, с которой ему довелось познакомиться — вот так свидание! — в чреве дракона, удается вырваться из этого коридора. Превратились в птиц, улетели. Пусть так, но поспорили с тем, что обстоятельства сильнее нас.

ZK4A4560

«На дне»

Спектакль «На дне» поставлен главным режиссером Могилевского областного театра кукол Игорем Казаковым.

То, что происходит в моем спектакле «На дне», — это суровая драма, история об отчаянии, о моральном падении, диалектика на тему: человек существо духовное либо животное, живущее только базовыми инстинктами, — рассказывает Игорь Казаков. — Мне кажется, эта работа опровергает миф о том, что сейчас зритель кормится какими-то комедиями и материалом на потребу дня. Стараемся минимум два раза в месяц ставить «На дне» в афишу, спектакль всегда проходит с аншлагами.

Эту экзистенциальную драму в двух актах отчаяния снова покажут в Минске осенью — спектакль вошел в программу Belarus Open международного форума TEART.

When All Was Green 2

«Когда все было зеленым»

Впервые в Беларусь приехал театр Key из Тель-Авива с трогательной бессловесной постановкой для детей «Когда все было зеленым». На сцене — круглый столик, деревце, три куклы: мальчика, повзрослевшего мужчины, старика.

Это история о каждом из нас и о природе, о том, какими должны быть взаимоотношения между нами, — рассказывают режиссеры-постановщики и актеры спектакля Ави Злиха и Дикла Кац. — Всё, что есть на сцене, включая куклы, сделано из книг, которые люди оставляли на улицах Тель-Авива.

фабле

Fable

Fable Гомельского областного театра кукол — работа Юрия Дивакова по басням Лафонтена. Впрочем, текст здесь имеет второстепенное значение.

Прежде всего хотелось показать сущность человека, изобразить на сцене чистую природу, — говорит режиссер. — Мы старались отойти от назидательных акцентов и оценок поступков. Да и сам автор смеется над нравоучениями, просто показывает ситуацию, которая может быть и смешной, и грустной. А наша задача — подарить эмоциональное и эстетическое наслаждение.

интервью с ведьмами

«Интервью с ведьмами»

В «Интервью с ведьмами» (Белорусский государственный театр кукол) Евгений Корняг, известный спектаклями «Не танцы», «Латентные мужчины», продолжает исследовать территорию бессознательного. И на этот раз изучает природу агрессии, страхов и комплексов. По сюжету три ведьмы то ли во время пресс-конференции, то ли на ток-шоу рассказывают о событиях трехтысячелетней давности. В инсценировке, написанной режиссером, угадываются мотивы сказок братьев Гримм, тексты Метерлинка, библейские сюжеты, но есть и вполне реальные истории, из жизни. Вертеп жанров — драма, мюзикл, черная комедия, театр кукол. Неудобный спектакль, который затрагивает то, что скрыто, о чем неприятно и не принято не то что говорить — думать.

фро

«Фро»

«Фро» Брестского театра кукол — спектакль Руслана Кудашова, художественного руководителя Большого театра кукол в Петербурге, режиссера спектакля «Монтекки и Капулетти», показанного белостокским театром на прошлом фестивале, постановщика «Луны Сальери» и «Холстомера» в Бресте. Чувственная, образная история по одноименному рассказу Андрея Платонова. Она снова будет показана в Минске в рамках международного форума TEART осенью. Брестский театр выдвинул постановку на соискание Национальной театральной премии.

убить кароля

«Убить Кароля»

Ожидаемым был зрительский ажиотаж вокруг спектакля «Убить Кароля» Пензенского областного театра «Кукольный дом». Абсурдистская пьеса Славомира Мрожека про офтальмолога и двух гостей, сводящих его с ума, в постановке заслуженного деятеля искусств Российской Федерации Владимира Бирюкова в 2014 г. стала лауреатом «Золотой маски» в номинациях «Лучший спектакль в театре кукол» и «Лучшая работа художника».

Справочно

IMG_4069

IX Международный фестиваль театров кукол проходит в Минске с 13 по 17 мая. В программе — 14 спектаклей из Беларуси, Израиля, Литвы, Польши, Украины, России. Фестивальные площадки — Белорусский государственный театр кукол, Камерная сцена Национального академического театра имени Я. Купалы, Белорусский государственный молодежный театр, Белорусский республиканский театр юного зрителя, Новый драматический театр.

Подготовили Ирина Юдина и Вероника Молокова

 

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Уважаемые авторы материала, я как зритель данного фестиваля хочу спросить,почему вы в своей публикации не упоминаете такие интересные и яркие постановки как «Мандрагора» Молодечно
    Беларусь и «Тростниковая Шапка» Краснодар Россия?Ведь у читателей может сложиться впечатление,что на этом фестивале не было по истине добрых,светлых,по актерски наполненных,классно придуманных и сконструированных спектаклей. А это не так! Два вышеперечисленных коллектива показали настоящий класс кукольных постановок. Так почему же о них незаслуженно умалчивают? (поймите правильно,я не в коем случае не умоляю достоинство других театров,но очень бы хотелось получить ответ)

Comments are closed.