Минское «Поле чудес»: нешуточные страсти и диковинные раритеты блошиного рынка
«Цитадель сюрреализма со сказочным названием — сюда бы экскурсии водить». Такой фразой охарактеризовал самую известную минскую барахолку знакомый из Москвы. Действительно, здесь царит настолько необычная атмосфера, что неподготовленному человеку только и остается, что ходить с разинутым от изумления ртом. И смотреть, чтобы не уйти отсюда без денег, зато с огромным граммофоном и пластинкой Леонида Утёсова «Ласточка-касаточка». На «Поле чудес» прогулялся корреспондент агентства «Минск-Новости».
Почитателей диковинок до сих пор пруд пруди. Одним настоящих оловянных солдатиков подавай, другим — снастей для рыбалки времен Советского Союза. Зачем? Тогда делали на совесть. Если кто не знает, то после переезда рынка «Лебяжий» в Таборы торговцев «антиквариатом» переместили на бывшую автостоянку вблизи конечной остановки «ТД «Ждановичи». К слову, в незапамятные времена они там и находились. Получается, вернулись на историческую родину.
«Поле чудес» — зрелище не для слабонервных. Думается, попади сюда нынешние тусовщики из торговых центров, их бы инфаркт хватил. Примерить штаны — марш на картонку. Смузи захотел? Есть чай трудновыговариваемой марки, от которого пахнет бензином. Зато вряд ли хоть в одном торговом центре можно найти самовары, советские фотоаппараты или настоящую (по словам продавца) бронзовую статуэтку олимпийского мишки. Да и от разнообразия на прилавках глаза не то что разбегаются, а танцуют джигу. На одном столике могут соседствовать боксерские перчатки, компьютерный блок питания с почерневшим боком, звездочки для велосипеда и шахматы родом из ГДР без двух пешек. Да и сами продавцы под стать: вот дородная дама обмахивается веером с японскими мотивами, а возрастной мужчина клеит значок надкусанного яблока на трубку дискового телефона.
А помните, когда-то были видеокассеты с фильмами? На одном из рядов обнаружил хранилище давно забытой классики: «Рокки», «Двойной удар», «Хищник», даже «Человек с бульвара Капуцинов». Только куда теперь эти кассеты вставлять?
— Есть еще любители, у них до сих пор старые панасоники исправно трудятся. Немного пошаманить с проводами — и даже современный телевизор недурную картинку покажет, — рассказывает владелец кинотеки.
Чуть поодаль разгорелся скандал вселенских масштабов — не поделили место. Женщина с мягкими игрушками осмелилась потребовать у угрюмого мужчины с гаечными ключами место под солнцем. Дескать, она здесь каждый день торгует. Соперник по товарно-рыночным отношениям становиться галантным не спешил:
— Я первый сюда пришел. И вообще, я в Афгане служил!
— Да хоть во Вьетнаме! Вали отсюда!
Правда, конфликт быстро исчерпал себя — они просто поделили стол.
Валерий Андреевич когда-то трудился в Академии наук, но не признался, кем. Вряд ли профессором, судя по его облику завзятого дайвера, досконально изучившего социальное дно. На столике уютно соседствовали огромные тома Большой советской энциклопедии и парфюм всевозможных мировых брендов. Как говорится, совместил лучшие подарки для мужчин и женщин. И если книги остались из трудового прошлого, то благоухающие жидкости были явно разлиты где-нибудь в Одессе на Малой Арнаутской улице. Старичку такая отсылка к «12 стульям» явно не зашла — я был послан искать товары в другом месте.
Про себя отметил, что на «Поле чудес» можно приходить и для расширения кругозора — о предназначении некоторых вещей относительно молодому человеку можно только догадываться. Какие-то серые бруски из непонятно чего — для заточки ножей, черным дырявым камнем можно полировать стопы, а очки с зелеными двойными стеклами, оказывается, возвращают зрение чуть ли не от -10 до твердой единицы. Только на одном глазу второе стекло оказалось треснувшим, поэтому продавец не может дать 100-процентной гарантии.
Нашел и для себя покупку — огромные чугунные гантели. Такими когда-то папа подавлял внезапные позывы к фигуре Аполлона. Причем у торговца их много, разного веса. Один из 12 друзей Оушена, который позарился на магазин «Спорттовары»?
— Что вы! У меня давно был свой тренажерный зал, но бизнес прогорел, а инвентарь остался. Это, так сказать, остатки былой роскоши, — поясняет он, потом внезапно поворачивается и говорит: — Эй, мужик, ты как?
Я и не обратил внимания, что рядом со мной статуя, точнее человек, но… В общем, это мужчина с платком на голове и автомобильным рулем в руке. Взгляд его направлен куда-то вниз, а стоит он в такой позе уже минут пять. Его еще несколько раз окликают, потом хлопают по плечу, от чего он резко начинает крутить головой.
— Опять заснул! — горестно ответил он на вопрошающие взгляды и медленно двинулся восвояси, как грустный ослик Иа.
И ведь действительно, «Поле чудес» — цитадель сюрреализма. Сюда бы экскурсии водить.
Фото автора