Молодые актеры: «В театре много не заработаешь»

Сегодня   Международный день театра.  Корреспонденты агентства «Минск-Новости»  накануне  праздника поговорили с  молодыми белорусскими артистами о вкусе сцены и любви к профессии, несмотря на все «вопреки».

Диана Каминская, актриса Национального академического театра имени Я. Купалы, в труппе с 2015 г.:

– Актерская профессия связана с удачей. В этом смысле мне очень повезло: приняли в Купаловский театр, всего за год дали возможность поработать с разными режиссерами, сыграть роль Антигоны. Конечно, у меня еще продолжается обучение, наблюдаю за другими артистами. И все больше влюбляюсь в профессию. Постепенно в театре всё становится родным.

До поступления в Академию искусств (в 2015-м окончила курс Лидии Монаковой. – Прим. авт.) театр казался мне совершенно другим миром. С детства нравилось выступать на публике. Занималась художественной гимнастикой, затем пошла в школу с танцевальным уклоном, поступила в хореографический колледж, год стажировалась в Большом. Однако поняла, что не хочу ограничивать себя только танцем. Поступила в театральный. Мой дебют в Купаловском состоялся 29 мая – в спектакле «Чорная панна Нясвіжа» выходила в массовке. Волновалась, чтобы не перепутать движения, сделать все четко, не выбиться из строя. После спектакля бежала домой такая счастливая! Первые слова со сцены сказала в постановке «Пан Тадэвуш». В начале спектакля девушка-эмигрантка, которую я играю, говорит с героем Павла Харланчука. Серьезная роль пока одна. Это Антигона. Первые репетиции – страх! Сама еще неопытная артистка, из-за этого вдвойне сложнее работать с начинающим режиссером. Понимала, никто не обязан мною заниматься больше, чем другими. Но чувствовала, что меня еще нужно направлять, говорить: «Сделай лучше так». К тому же это была первая премьера на Камерной сцене. Там тяжело играть – зритель совсем близко. Пока несколько неуверенно ощущаю себя как актриса, но в другой профессии себя не представляю. Для меня работа на первом месте. Понимаю, что в театре никогда не будет большой зарплаты. Подрабатываю – преподаю танец. Со съемками пока не везет. Представляла, конечно, что будет сложно. Только сейчас осознала, как непросто выживать в этой профессии. Но то, что чувствуешь, когда играешь роль, ни за какие деньги не купишь. В реальности я – это я. А в театре можно прожить еще несколько жизней. Попытаться понять себя и других.

27 марта Диана Каминская выходит на сцену в концерте-капустнике «жАрт to you». 29 апреля – в спектакле «Антыгона». (выделить другим шрифтом или сделать отбивку)


Антон Жуков, артист Театра-студии киноактера, в труппе с 2012 г.:

IMG_6897 (1) copy

 – Очень благодарен родителям, что не отговаривали поступать на театральный факультет, а дали полную свободу выбора. Окончил в Академии искусств курс профессора Владимира Андреевича Мищанчука. Теперь мы коллеги и в одной гримерной.

Сразу после академии было достаточно сложно… В каком плане? Все четыре года учебы жили практически без выходных. Даже в воскресенье с десяти утра до пяти вечера были в академии, в другие дни обычно проводили там весь день. Тем не менее это никого из нас, студентов, не смущало. Курс небольшой, характеры друг друга изучили. Театр – это другое, новый коллектив, где нужно привыкнуть к другим людям, к другим правилам.

Театр киноактера, его атмосфера мне нравятся. Поэтому я здесь. Семьи, детей пока нет, поэтому вопрос зарплаты меня сейчас не так волнует, как многих. Хотя, если заниматься исключительно театром, на эти деньги не проживешь. К примеру, в Минске я снимаю квартиру (Антон родился и вырос в Витебске. – Прим. авт.), поэтому нужно крутиться, искать подработки: съемки на телевидении, организация праздников – хотя этим я не занимаюсь. Стараюсь активно сниматься в кино. Но кино – это такое дело… Сегодня оно есть, а потом по два-три месяца – ничего. В рекламе уже не снимаюсь. Перерос, наверное. Не считаю это чем-то презрительным, просто перестало быть интересным. И, как правило, на кастингах в рекламу пробуются люди без актерских навыков или образования. Думаю, это все-таки больше подходит для моделей. Пока молод, хотелось бы получить как можно больше опыта в профессии. Поэтому с удовольствием соглашаюсь на студенческие проекты, за которые мне не платят, но которые сами по себе интересны. Хватает ли свободного времени? Вполне, даже хотелось бы, чтобы его было меньше благодаря работе. Не люблю свободное время, потому что достаточно долго решаю, как им распорядиться. И вот это свободное время уходит на размышления, а что бы сделать, куда пойти… Так что лучше работать (иронично). В театре уже четвертый сезон, и все равно всегда чувствую мандраж перед выходом на сцену. Но мне кажется, это нормально. Боюсь обратного, что однажды выйду на сцену и ничего не буду чувствовать. А волнение… Нормально, если оно есть, но не подчиняет себе. Внутренняя свобода должна быть.

Ближайший спектакль – «Средство Макропулоса» по пьесе Карела Чапека (Янек) 14 апреля. (выделить шрифтом или сделать отбивку)


Гражина Быкова, актриса Республиканского театра белорусской драматургии, в труппе с 2014 г.:

_NEV2560 copy

– В детстве я была неусидчивой, не могла подолгу заниматься чем-то одним. А в театральной студии мне все казалось интересным – в Гродно училась лет шесть-семь у Ларисы Емельяновны Микулич (актриса Гродненского областного театра кукол. – Прим. авт.). Тогда задумалась, а что если попробовать себя в актерской профессии? Хотя были и запасные варианты – поступала на переводческий факультет. В итоге оказалась на театральном в Петербурге, но учиться было дорого. Приняла решение поступать в Академию искусств в Минске (курс заслуженной артистки Беларуси Зои Белохвостик. – Прим. авт.).

В РТБД попала на третьем курсе. Моя первая роль – балерина в «Оловянном солдатике» (спектакль переименован в «Два чароўныя парасоны». – Прим. авт.). Нужно было уметь стоять на пуантах, чего я никогда не делала. Пришлось учиться. Приезжала за несколько часов до начала репетиции, повторяла свои три фразочки. Потом получила большую роль – Жизель. Казалось, на репетициях все профессионалы, и только ты озираешься по сторонам, как цыпленок. Волновалась, как меня примет коллектив. Был страх – вдруг подведу. Сидела за кулисами, хотя могла отдохнуть в гримерке, пока репетировали не мой эпизод. Боялась пропустить выход на сцену.

Сейчас ко всему отношусь спокойнее. Волнение перед спектаклем, конечно, остается, но во рту уже не пересыхает. Верю в театральные приметы. Например, если текст роли упал на пол – на него надо сесть. И мне кажется, сделаю это, даже если в это время буду ехать в трамвае.

Конечно, первые представления о профессии теперь кажутся детскими. В театре понимаешь, как мало знаешь о нем, сталкиваешься с бытовыми вопросами, которые опускают на землю. Это уже не мечта, а работа – репетиции, эмоциональные затраты, постоянная нехватка времени – с друзьями уже не встретишься, когда захочется. Зарплата небольшая и нужно искать подработку. Пока у меня нет семьи и детей. Живу в общежитии. Иногда приглашают провести праздники, концерты, зовут на съемки, но я понимаю, что постоянно так крутиться не получится. И все равно люблю профессию, не испытываю разочарования. Актерам приходится непросто. Многие бегают по трем работам, приводят детей в театр, когда их не с кем оставить. И все ради того, чтобы на сцене получить что-то важное, чего не получишь нигде. Без этих ощущений уже нельзя жить.

Ближайший спектакль – 29 марта Гражину Быкову можно увидеть в спектакле «Тры Жызэлі» Андрея Курейчика (Жизель). 30 марта – «Любоў людзей» Дмитрия Богославского (Настя).

Подготовили Вероника Молокова и Яна Полещук

Фото Елизаветы Добрицкой и Марины Симоновой

 

 

 

 

Самое читаемое