МОЛОДЫЕ В КУЛЬТУРЕ. Чем живут начинающие скульпторы и каким видят облик города

Дмитрий Дядечко и Антон Тихоновец — скульпторы, недавно вступившие во взрослую творческую жизнь, но опыт за плечами у них уже есть. Они рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» о том, легко ли сохранить современному скульптору свой стиль и чего не хватает облику Минска.

Культурная составляющая

Дмитрий Дядечко учится на 4-м курсе Белорусской государственной академии искусств. Несмотря на постоянные творческие поиски, предпочитает реализм, но в сочетании с модернизмом. Досконально изучает анатомию, пластику, гармонично воплощая полученные знания в фигуры людей и животных.

В будущем планирует заниматься 3D-моделированием, потому что, по его словам, это более прибыльно. Но и скульптуру в ее классическом виде не оставит.

К сожалению, сейчас скульптура — очень дорогое удовольствие. Материалы стоят немало, а заказов не так много. Основные берет на себя Белорусский союз художников. Чтобы пробиться, недостаточно быть талантливым. Нужно уметь вертеться, — говорит Дмитрий.

Молодой мастер отмечает большие плюсы обучения в Академии искусств. В стенах родного вуза всегда можно выставить работы — там действует своя галерея. Произведения студентов показывают на коллективных выставках во Дворце искусства. Да и мастерские предоставляют.

На одном из пленэров наша команда заняла второе место. Вполне почетное. А получили мы за это… тортик. Приятно, конечно, но почему-то многие забывают, что художникам тоже на что-то нужно жить. Особенно когда приходится платить и за мастерскую, и за квартиру, — отмечает Дмитрий.

Подрабатывает скульптор преподавателем в арт-школе. Планирует остаться на родине, несмотря на сложности:

— Здесь мои корни. И с родным городом связаны многие творческие задумки.

Каких же скульптур, по его мнению, не хватает Минску? Оригинальных и необычных, но грамотно вписанных в архитектуру. Проще всего освоить спальные районы.

Например, среди многоэтажных коробок отлично смотрелись бы, разбавляя пространство, высокие, даже под 10 метров, абстрактные яркие композиции, способные конкурировать с окружением, дополнять его, но не теряться. Как, например, металлические пауки Луизы Буржуа или небесная сфера Аниша Капура. Но пока в таких местах хорошо развивается разве что строительство торговых центров. Это тоже нужно, но стоит думать и о культурной составляющей среды.

Выходит, что при строительстве будущих районов стоит активнее привлекать к работе художников, причем с самого начала. А не наоборот: построить дома, а потом ломать голову, как спасти людей от серости и однообразия.

Кубик Рубика из керамики

Антон Тихоновец окончил Белорусский государственный университет культуры и искусств. Создает скульптуру в керамике.

— Почему именно этот материал? Я просто не ищу легких путей. Работа с керамикой — это постоянное решение головоломок. Она сложнее, чем, например, работа с деревом. Нужно все просчитать, даже с помощью математических формул. Интересно не просто воплотить образ, но и решить определенную задачу. Это испытание — каждое произведение, как кубик Рубика, — рассказывает скульптор.

Любимый стиль — сюрреализм, объединенный с минимализмом. Да, звучит странно, но у молодого человека действительно получается совмещать, казалось бы, несовмещаемое. Одни только его рыбки с загадочными круговыми узорами и квадратными «лицами» чего стоят!

Антон Тихоновец — активный участник коллективных выставок, в том числе международного пленэра по керамике «Арт-Жыжаль», различных биеннале и триеннале, а также «Осеннего салона с Белгазпромбанком». Таких мероприятий, где продавались бы скульптуры молодых, по его мнению, должно быть больше. Если бы салон проходил хотя бы два раза в год, это уже изменило бы материальное положение молодых талантов в лучшую сторону.

Современному скульптору сложно сохранить свой стиль, не подгоняя его под массовый, ведь нужно искать, где заработать деньги: делать попутно сувениры, например. Но проблема не только в денежной поддержке, а и в общей культуре людей. Мало кто понимает, насколько трудоемкий, затратный и кропотливый труд — создать скульптуру, что это не штамповка, а акт творчества, результатом которого является абсолютно уникальный продукт, — отмечает Антон.

Как научить людей воспринимать современное искусство, которым, как правило, и увлекаются молодые? Например, для этого можно чаще проводить крупные выставки нового формата и международного уровня. Нужно ценить свое, но и перенимать чужой опыт, расширять аудиторию. Белорусы больше привыкли к реализму, и только время поможет сделать взгляды людей менее консервативными. А еще скульптуре, как и любому другому виду искусства, нужен пиар, чтобы выйти из замкнутого мира мастерских и галерей.

Кстати, о галереях. Антон Тихоновец уверен: чтобы выставки имели больший резонанс, на их открытие нужно активнее привлекать молодежь. А для этого сами открытия делать более яркими.

Например, стоит отказаться от многословных вступительных речей, после которых людям поскорее хочется разве что домой, чаю и спать.

Лучше записать интервью с художником или куратором на видео, запустить его на экран и транслировать по ходу экспозиции. Тот, кому интересно, обязательно послушает. Неплохо дополнить это интервью фотографиями процесса создания работ или самой экспозиции, — предлагает Антон.

В конце этого года он планирует организовать свою выставку. О концепции еще, правда, не думал, но это будет экспозиция-продажа.

Говоря о скульптурах в Минске, мастер отметил, что не нужно бояться сочетать в городе разные стили и направления — от классического реализма до необычных, радикальных модернистских решений.

Социалистический реализм уходит в прошлое. Сегодня очень важен философский подход к материалу и формам. Людям не хватает размышлений, они все время бегут, «проглатывая» все на лету.

Народные скульптуры того же Владимира Жбанова прекрасны, нужны, но, по мнению Антона Тихоновца, слишком прямолинейны, со временем они сливаются с пространством. А главная роль скульптуры — изменять его, завершать образ места, пробуждать эмоции и провоцировать мысли. Постсоветский человек стремится к тому, что ясно и понятно. Это и инициирует скульптуру только определенного рода.

А еще очень хотелось бы наконец увидеть в Минске масштабный парк скульптур, о котором речь идет уже лет десять. Он стал бы идеальной творческой площадкой для молодых художников, где можно и пленэры проводить, и перформансы, и творческие встречи, и фестивали. Начало положено. Это проект «Арт-острова», выставка скульптур из вторсырья в Верхнем городе…

А вот как вписать скульптуру в парки — самое идеальное для нее пространство? Это ведь тоже интересная творческая задача. В парках, согласитесь, люди должны больше прогуливаться, дышать свежим воздухом и получать удовольствие от природы, а не стоять возле череды палаток с попкорном и пирожками. Дело, конечно, хорошее, но эпоха развлечений не должна вытеснять привычку думать и созерцать.

Фото предоставлены собеседниками

Еще материалы рубрики:

МОЛОДЫЕ В КУЛЬТУРЕ. Молодым театральным деятелям не дают рыбу, но дают удочку

 

 

Самое читаемое