МОЯ ПОЗИЦИЯ. В ученике важно найти зернышко успешности

Героиня проекта — заместитель директора по учебной работе в начальных классах гимназии № 36 Маргарита Галисенкова.

В нынешнем году она стала победителем конкурса профессионального мастерства «Столичный учитель — столичному образованию» в номинации «Лидер образования». М. Галисенкова рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости» том, как пробудить в детях жажду знаний и почему отличники не всегда становятся успешными людьми.

О выборе профессионального пути

Вероятно, у многих моих коллег похожая история: в детстве играли в школу, мечтая взрослыми стоять у доски с указкой. Так было и у меня. Будучи в начальных классах, сажала кукол в ряд, делала из чемодана доску и играла. С детства профессия учителя казалась мне очень важной и привлекательной. Хотя, конечно, в старших классах интересы были очень разные: тяготела к изучению и литературы, и математики. Чтобы совместить это, решила поступать на факультет начальных классов. Отец очень уважительно отзывался о профессии учителя и поддержал меня в моем выборе. Полагаю, сказалось также и общение с родственницей по отцовской линии. В свое время она окончила иняз (сейчас МГЛУ), трудилась там, а позднее стала заведующей кафедрой в Белорусском государственном технологическом университете. Первые тетради, которые я проверяла, принадлежали ее студентам: она показала мне образец, а я сверяла букву с буквой. На последнем курсе учебы в институте меня пригласили работать в школу-новостройку № 174 (ныне гимназия). Позднее перешла в гимназию № 7. Там прошла все ступеньки — от учителя-предметника (преподавала музыку) и классного руководителя до педагога-организатора и заместителя директора по учебно-методической работе. Практически каждый год наши педагоги успешно участвовали в конкурсах «Столичный учитель — столичному образованию» и прочих. В составе группы поддержки я оказывала им помощь как методист. Однако со временем появилось ощущение, что сделала в той гимназии все, что могла. Как раз в тот момент от руководства 36-й гимназии поступило предложение стать заместителем директора по учебной работе в начальных классах. Согласилась с удовольствием: маленькие дети очень непосредственные, отзывчивые, открытые. И это не может не притягивать.

О профессиональном выгорании

На 4 года ушла из школы. Занималась репетиторством. В какой-то момент мне стало скучно давать урок одному ребенку, поняла: пора возвращаться на работу в школу. Каждые 5 лет стараюсь менять направление деятельности. От этого никуда не деться: нужно пробовать новое, каким бы пугающим оно ни казалось, постоянно развиваться. Катиться по накатанным рельсам — прямой путь к эмоциональному и профессиональному выгоранию.

Об учителях и Учителе

Школу всегда воспринимала с позитивом и не понимала нытья ровесников, которые только и мечтали поскорее ее окончить. Всегда видела, что учителя — интеллигентные, образованные люди, с которыми необыкновенно интересно общаться. Возможно, благодаря им в моем представлении сложился тот образ Учителя, которому я хотела соответствовать. Это были люди, способные добиться своего не принуждением, а именно заинтересованным отношением к делу и предмету. Так, классный руководитель просто поразила наше воображение, когда мы уже в выпускном классе узнали, что она была летчицей в ДОСААФ и прыгала с парашютом. Учитель русского языка и литературы Валентин Владимирович Раков сумел поддержать во мне любовь к поэзии, с искренним интересом читал сочинения. Поверьте, когда ребенок видит, что он интересен наставнику как личность, это дорогого стоит. С моим последним классным руководителем Валентиной Олимпиевной, человеком тонким, спокойным и интеллигентным, общаемся до сих пор. Будучи уже в возрасте (ей 82 года), она до сих пор занимается репетиторством по математике.

О детской мотивации

Стремление к познанию заложено в психике ребенка. Не случайно один из критериев готовности к школе — желание учиться. Когда ко мне приводят дошколят, первым делом интересуюсь, хотят ли они в школу. У 99,9 % такое желание присутствует. И тут уже задача учителя — поддержать это стремление. Поэтому педагог должен быть способен на любой детский вопрос найти ответ (даже если не знает его наверняка) и подвигнуть ребенка на самостоятельные поиски ответа. Большая часть учителей, работающих в начальных классах гимназии, — пенсионного либо предпенсионного возраста. Однако все они понимают, что каждое следующее поколение приходит со своими интересами и сформировавшейся точкой зрения на мир, порой очень отличающимися от взглядов педагогов. Потому пребывают в постоянном развитии. Все начальные классы в гимназии оборудованы мультимедийной техникой — без этого уже трудно себе представить современный урок. Однако самое важное в начальной школе — выявить и поддержать способности ребенка. С этой целью у нас каждый месяц проходят предметные декады, концерты, творческие и интеллектуальные конкурсы. Приятно, когда не очень успешные в учебе дети находят себя в другой сфере — например, в актерской игре или умении выразительно читать стихи, что, кстати, не всегда хорошо получается у отличников. Важно найти зернышко успешности и помочь ему прорасти в другой области знаний. Каждый год проводим открытый конкурс исследовательских работ учащихся начальных классов. Сегодня много споров о том, насколько ребенок в раннем возрасте может быть самостоятельным исследователем. На мой взгляд, важно и другое: такие дети умеют открыто выступать перед аудиторией (причем не только перед одноклассниками, но и перед взрослыми). Знаю немало детей, которые поначалу и не очень внятно говорили, и не были уверены в себе, однако благодаря своим первым исследованиям и участию в конкурсах стали гораздо смелее. Не всегда — и мы это знаем по своей взрослой жизни — отличники в школе становятся успешными в жизни людьми. Да и критерии успешности у каждого свои: одним важно много знать, другим — зарабатывать деньги, третьим — приносить пользу другим людям…

О дошкольном развитии детей

Если родитель может посвятить достаточно времени ребенку, то он вполне в состоянии привить ему все необходимые дошкольнику навыки. Однако темп современной жизни таков, что не все папы и мамы могут уделять должное внимание детям, потому обучение в развивающих центрах считаю правильным и необходимым. Важно не перегружать ребенка. Известно ли вам, что в Европе в качестве эксперимента отказываются от обучения детей навыкам письма и предлагают сразу учиться на компьютере? А ведь психологами давно доказано, что написание букв развивает мозг и интеллект ребенка. В первом классе детям всегда есть чему учиться и скучно не бывает. В идеале маленький человек должен с 6 лет знать буквы, уметь считать до 10, оперировать числами на уровне простых задач. Важно общее развитие ребенка: умение правильно строить фразы, широкий лексический запас и кругозор. Готовя чадо к школе, родителям стоит больше разговаривать с ним, читать вместе книжки, бывать на природе и обязательно отвечать на все вопросы. Важно слушать и слышать детей!

О безотметочном обучении

Как учителю и администратору мне, конечно, удобнее работать, выставляя отметки. В первом классе детям их не ставят: этот период в школе существует для того, чтобы научить ребенка адекватно оценивать себя и товарища — понимать, за что получаешь отметку. Так подогревается мотивация детей.

Об участии в конкурсе

Конкурс профмастерства оказался очень ценен для меня. Стараюсь быть в курсе нововведений, однако в ежедневной рутине не всегда позволишь себе посвятить достаточно времени самообразованию. Во время конкурса в течение двух месяцев каждый вечер читала литературу по самым разным направлениям деятельности. Подготовка к самопрезентации позволила мне посмотреть на себя со стороны. Современный лидер образования должен быть компетентным в своей профессиональной области, находиться в постоянном развитии, интересоваться всеми новыми методиками. Важно также быть оптимистом и философом — без этого очень трудно работать и с детьми, и с коллегами.

Еще материалы рубрики:

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Директор СШ № 164: «Нельзя винить во всем школу»

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Дмитрий Астрахан: «Путь Беларуси вызывает уважение»

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Главврач о детских болезнях взрослых

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Журналист о советском наследии России и Беларуси

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Афган глазами Михаила Мирончика

МОЯ ПОЗИЦИЯ. Александр Данович: слово лечит человека, а потом медики

Самое читаемое