На площади Свободы разместят портреты известных минчан

У городской ратуши 30 июня открывается выставочный проект «Свободный музей: городские легенды».

В Верхнем городе разместят репродукции 20 живописных работ из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь. На них изображены ученые, спортсмены, художники, литераторы, композиторы — люди, которые жили и работали в Минске, оставили яркий след в его истории.

Пока готовится выставка, корреспондент агентства «Минск-Новости» попросила ведущего научного сотрудника отдела современного белорусского искусства художественного музея Ольгу Архипову показать некоторые портреты.

Михаил Станюта. Портрет дочери Стефании Станюты. 1923 год

kp-00850

Народная артистка СССР Стефания Станюта изображена здесь 18-летней. Об этой работе сама актриса вспоминала так: «Однажды, когда летом отдыхала дома, отец решил написать мой портрет — а может, я сама предложила или попросила, и все получилось быстро и просто, без подготовки. В серо-голубом сатиновом платье с короткими рукавами, с узким белорусским пояском на голове, я села на столе, подкрутив ноги, опираясь на стол руками и смотря куда-то в сторону, а обе косы легли на колени. Скорее всего, все это я сама и придумала позировать именно так, потому что припоминаю, как делала «фон», развешивая синий платок и закрепляя на нем что-то вроде бантов из красной гофрированной бумаги. Отец взял лист бумаги, примерно метр на полметра, и за один или два сеанса этот декоративно-плоскостный портрет темперой был готов».

Это уникальный экспонат — единственная работа Михаила Станюты 1920-х годов, — поясняет Ольга Архипова. — Очень характерная для того периода — времени белорусизации, художественных экспериментов. Выглядит, как декоративное панно. Хотя есть воспоминания о том, что это писалось с натуры, эта картина — феерия цвета, образа, романтического настроения. Одна из очень важных работ для нас. Это одна из визитных карточек музея. Она висит в постоянной экспозиции.

Сергей Игнатенко. Портрет народного художника Беларуси Мая Данцига. 2008 год

kp-33305-00

Это работа молодого художника Сергея Игнатенко, который живет в Гомеле, — рассказывает специалист. — Дань уважения учителю. Он изображен на фоне одной из своих самых известных картин — «Мой Минск». Поскольку Данциг сам родился здесь, он очень много полотен посвятил родному городу. Его картина 1967 года — взгляд на Минск с высоты птичьего полета. Понятно, что она не была написана с натуры. Такая подача была сенсацией в 1960-е годы, новым подходом к городскому пейзажу. Конечно, это вымышленная композиция. «Мой Минск» хранится у нас в музее.

Леонид Щемелёв. Портрет Елены Аладовой. 2007 год

аладова

Щемелев был очень хорошо знаком с Аладовой (с 1944 по 1977 год она была директором Национального художественного музея Беларуси) и всегда очень тепло о ней отзывался, — говорит Ольга. — Он неоднократно рассказывал, что благодаря ей его картины поступали в музей. Она сохранила даже его дипломную работу. Этот портрет — подарок художника. Аладова сыграла колоссальную роль в развитии музейного дела в Беларуси. Именно благодаря ей у нас такая сильная коллекция русского искусства, очень большая коллекция художников — уроженцев Беларуси и, в принципе, самая крупная коллекция Хруцкого в мире. Видимо, тоже считая это ее личной заслугой, Щемелев изобразил ее именно на фоне одного из портретов Хруцкого.

Евгений Зайцев. Портрет народной артистки БССР Александры Николаевой. 1943 год

kp-00556

Когда началась война, часть художников успела эвакуироваться в Москву, — рассказывает научный сотрудник. — Они продолжали работать и там. Писали своих современников — людей, которые тоже имели отношение к белорусскому искусству. Этот портрет написан в Москве. Он очень выразительный, чувствуется суровость военного времени. Мы видим знаменитую балерину в сценическом образе. Это свидетельствует о том, что спектакли и концерты продолжались. Часто актеры и музыканты выезжали на фронт, чтобы поддержать дух военных. Этот портрет Зайцева находится в постоянной экспозиции и представляет искусство военного времени.

Владимир Стельмашонок. Портрет народного артиста СССР, хорового дирижера, композитора, музыковеда-фольклориста, основателя Белорусского ансамбля песни и танца Григория Ширмы. 1968 год

portret shirmy

Это очень характерный пример сурового стиля, который появляется в 1960-е годы: минимум художественных средств — максимум выразительности, комментирует Ольга Архипова. — Такая плоскостность придает больше эмоциональности, выразительности. Мы напрямую вступаем в диалог с самим художником, а не погружаемся в созданную им реальность. В этом уникальность поколения, которое пришло после реалистов в 60-70-е годы, потому что они стали создавать собственную систему. Это совсем не реалистический портрет. Здесь для художника более важно создать образ, поэтому не случаен фон из белорусских рушников. Картину сейчас можно увидеть на выставке «Школа классиков».

Выставка «Свободный музей: городские легенды» откроется 30 июня в 18.00 и продлится до конца сентября. В экспозиции также будут представлены репродукции портретов этнографа и художника Михаила Романюка, чемпионки мира и СССР по художественной гимнастике Галины Крыленко, легенды белорусского балета народной артистки СССР Людмилы Бржозовской, композитора, народного артиста СССР Николая Аладова, селекционера, заслуженного деятеля науки БССР Петра Альсмика, Президента Академии наук БССР Владимира Платонова, доктора физико-математических наук Андрея Красина, невропатолога, доктора медицинских наук Даниила Маркова, поэта Петра Глебки, народного артиста БССР Евстигнея Мировича, народного художника БССР Анатолия Аникейчика, поэта Владимира Дубовки, конника, заслуженного мастера спорта СССР Виктора Угрюмова.

Справочно

Проект осуществляется коммуникационным агентством «Культпросвет» совместно с Национальным художественным музеем Республики Беларусь при поддержке Минского городского исполнительного комитета. Генеральный партнер выставки — ОАО «Лидское пиво». Среди информационных партнеров — агентство «Минск-Новости».

Самое читаемое