Номинирован на «Оскар», но статуэтку так и не получил. Как снимали фильм «Военно-полевой роман»
Почему советский фильм «Военно-полевой роман», номинированный на премию «Оскар», так и не получил золотую статуэтку? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
В годы войны рядовой Александр Нетужилин влюбляется в походную разбитную подругу комбата санитарку Любу Антипову и безответно признается ей в чувствах.
Война закончилась, Александр женился, стал работать киномехаником. Прошло несколько лет, и однажды он случайно в центре Москвы встречает фронтовую любовь. Она уже не та романтическая красавица, которой он ее запомнил: торгует пирожками, вид затрапезный. Рядом с ней маленькая девочка — дочь от погибшего комбата. Обманывая себя, Александр якобы по-дружески пытается помочь девушке, даже знакомит с супругой. Возникает любовный треугольник…
Личная история
Будущему кинооператору, режиссеру Петру Тодоровскому 18 исполнилось в 1943 году. Окончив ускоренный курс в Саратовском военно-пехотном училище, командовал минометным взводом, принял участие в освобождении Варшавы, Щецина и во взятии Берлина. На фронте он был настолько поражен работой военных кинохроникеров, что решил: если выживет, обязательно поступит на операторский факультет ВГИКа. После его окончания Петр Ефимович недолго работал в Молдавии на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов, а в 1955-м попал на Одесскую киностудию. Его камерой сняты считающиеся классикой ленты «Весна на Заречной улице» (1956), «Два Федора» (1958). С 1962-го занялся режиссурой. Картины были разные, но именно «Военно-полевой роман» окончательно поставил точку в разговорах, что режиссура — баловство оператора Тодоровского. Его безоговорочно признали как постановщика.
Секрет успеха этой ленты 1984-го в том, что в основе личная история автора. В годы войны Петр Ефимович был влюблен в девушку-сержанта санитарной роты, а по совместительству походно-полевую жену командира батальона. Она казалась ему богиней, когда в часы затишья между боями с распущенными волосами каталась на лошади. Ему снился ее звонкий смех, раздававшийся из блиндажа командира. Но признаться в любви, подойти к ней он так и не решился. Слишком уж недосягаема была его Галатея. И вдруг после Победы возле здания ЦУМа за Большим театром в Москве он увидел неопрятную торговку пирожками в рваной телогрейке. На ее руках — засаленные митенки (вязаные перчатки с обрезанными пальцами), под ногтями — грязь, а рядом — укутанный платками ребенок. В женщине он узнал фронтовую любовь. Теперь подойти к ней было вдвойне неловко. Он подумал, что совестно будет ей. Что произошло с красавицей? Почему жизнь так изменила ее? В общем, Петр Ефимович зашагал дальше, но увиденное так его поразило, что в голове родился киносценарий с фабулой: «А что было бы, если бы он подошел…» Но только спустя 35 лет появилась возможность экранизировать эту историю.
Роль не отдаст
Справедливости ради Нетужилина должен был бы сыграть сам Тодоровский. Но возраст уже не позволял. На эту роль утвердили Виктора Проскурина. Сыграть Антипову предлагали Светлане Крючковой, но она не смогла по семейным обстоятельствам. Наталья Андрейченко же за две недели до получения сценария родила сына. Ознакомившись с материалом, она поняла, что сняться в подобном кино предлагают не каждый день. Но муж, композитор Максим Дунаевский, был категорически против: рядом с грудным ребенком должна находиться мама, а не посторонняя няня-кормилица. И всё же актриса вырвалась на съемки. К слову, звездная пара вскоре развелась.
Еще в процессе кинопроб сценарий передали не только Проскурину, но и Николаю Бурляеву. По его собственному признанию, он читал и видел себя в Нетужилине. Встретив Петра Ефимовича на студии имени Горького, актер поздоровался и всерьез сказал, что роль никому не отдаст. Пошел в гримерную и попросил мастеров-постижеров сделать ему слегка оттопыренные уши. Когда он вновь предстал перед режиссером, Тодоровский заглянул ему в лицо, словно в зеркало, и принял решение: Нетужилина сыграет Бурляев, а Проскурину предложил роль Новикова, заместителя председателя исполкома, за которого Антипова выходит замуж в финале.
Еще на этапе написания сценария режиссер знал, что Веру Николаевну, жену Нетужилина, сможет воплотить в кадре только Инна Чурикова. Образ писался специально под нее. То же самое с героем без имени, администратором кинотеатра, который придуман для давнего друга Зиновия Гердта. В нескольких коротких эпизодах нашему земляку удалось показать целую судьбу, человечность и страхи своего персонажа.
Надежда не умирает
Официально над лентой работала Одесская киностудия, поэтому сцены боев, окопные эпизоды снимали в районе Лимана. Городские сцены — в Москве. Причем послевоенную столицу воспроизвели возле ЦУМа. Именно там стояла торговка Люба с корзиной пирожков на складном столике. Вряд ли сегодня там сняли бы такое: кругом современные витражи, тротуарная плитка и блеск бутиков.
По воспоминаниям Н. Бурляева, однажды в машине он увидел, что Н. Андрейченко плачет. Она боялась, что может не справиться. В роли ей предстояло продемонстрировать весь свой актерский диапазон в огромной амплитуде перерождений ее героини. Сначала она похожа на мифическую красавицу, потом опускается на самое дно, а после превращается в леди. Непросто.
Сцены с участием И. Чуриковой начали снимать через месяц после запуска работы над картиной. В первый день опытная театральная актриса тоже волновалась, а потом помогала партнерам. Например, Бурляев до конца не избавился от природного заикания. И когда в очередном дубле она чувствовала, что сейчас он споткнется о слово, то произносила фразу «Ты хотел сказать, что…» и проговаривала его текст. В кадре это выглядит как обычная проницательность супруги, умение предвосхитить мысли мужа! Она же с позволения Тодоровского придумывала для своей героини дополнительные краски. Например, рассказывала увиденные накануне сны. Не зря на Берлинском кинофестивале 1984 года актриса получила премию «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль. Также лента в 1985-м была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Надев фрак, режиссер полетел в Америку. Киноакадемики наперебой твердили, что он может быть уверен в победе. Однако такие мероприятия политизированы, и статуэтку получил франко-швейцарский антисоветский фильм «Диагональ слона» о гроссмейстере Викторе Корчном, который в 1976 году отказался возвращаться в СССР с турнира в Амстердаме. Любопытно, если бы церемония проходила на несколько месяцев позже, когда на апрельском пленуме ЦК КПСС Горбачев взял курс на «ускорение» и популярность Советского Союза стала расти, лента обязательно бы выиграла. Но не судьба.
Несмотря на то что хеппи-энда в картине нет, судьба развела Нетужилина и Антипову в разные стороны, всё новые и новые поколения смотрят это кино в надежде, что Люба и Саша будут вместе.
Еще материалы рубрики:
Почему персонаж Ролана Быкова в фильме «По семейным обстоятельствам» сочли пародией на Брежнева
«Подранки». Рассказываем о фильме, который заставил рыдать зрителей во всем мире
Почему авторов ленты «Женитьба Бальзаминова» обвинили в пропаганде мужеложства
Леонид Куравлев и Савелий Крамаров едва не погибли в аварии на съемках фильма «Афоня»
Смотрите также: