Ноты на ощупь: чем музыка помогает незрячим детям

Заведующая филиалом детской музыкальной школы искусств (ДМШИ) № 19 и руководитель образцового хора «Анима» Елена Маслова рассказала о музыке, которая помогает стать сильнее.

Филиал ДМШИ № 19 – особенный. Он был открыт на базе специальной общеобразовательной школы № 188, где учатся незрячие и слабовидящие дети. Филиал и школа располагаются в одном здании, так что после общеобразовательных уроков начинаются творческие. Сегодня полноценное музыкальное образование по специальностям «хоровое пение», «аккордеон», «гитара», «флейта» и «ударные инструменты» здесь получают 60 учеников.

– Есть и здоровые дети, – говорит Е. Маслова. – Кто-то живет неподалеку, услышал о филиале и захотел учиться здесь. Пришли, понравилось, решили остаться.

DSC_1154

Среди детей, у которых есть проблемы со зрением, музыкальные занятия очень востребованы. Сегодня почти половина учеников 188-й школы в меру сил и возможностей постигает музыкальное ремесло.

– У нас есть возможность обучать даже деток с куда более серьезными диагнозами, чем проблемы со зрением. Для них это не столько образование, сколько реабилитация, – отмечает педагог.

Увы, вопреки расхожему убеждению, дети с нарушениями зрения – не сплошь обладатели абсолютного слуха. По наблюдениям Е. Масловой, такой дар встречается у них не чаще, чем у зрячих. А вот память обычно лучше. Детям приходится заучивать ноты, ведь во время выступления руки дирижера им ничего не подскажут.

Партитуры, записанные по нотной системе Брайля, и диктофоны вместо конспектов – основные отличия в организации обучения. В остальном уроки здесь почти такие же, как и в любой другой музыкальной школе. Правда, от преподавателей работа требует особых качеств – не столько профессиональных, сколько нравственных. Сама Елена работает с незрячими и слабовидящими детьми более 10 лет, пришла в филиал ДМШИ № 19 после университета.

– В первую очередь необходимо терпение. Не думаю, что работа с нашими детьми пришлась бы по нраву человеку с амбициями. Ведь не каждый воспитанник филиала становится лауреатом конкурса. К тому, чтобы ребенок блистал на сцене международных фестивалей, мы идем гораздо дольше, чем другие. Но если есть результат – он дорогого стоит.

DSC_1159

К конкурсам и фестивалям в филиале 19-й школы отношение особое. Педагоги стараются, чтобы маленькие музыканты участвовали в конкурсах, выступали как можно чаще. Огромная сцена, незнакомая аудитория – это стресс и для здорового человека, а каково приходится этим детям?

– Некоторые ученики, наслушавшись причитаний родителей, считают себя очень больными, думают, что им вредно заниматься, выполнять домашние задания. Приходится их разубеждать. Главный принцип, которого придерживаются педагоги филиала: никакой необъективной жалости только из-за того, что ребенок не видит. Во взрослой жизни ее не будет. Мы настраиваем детей на то, что к выступлениям они должны быть подготовлены даже лучше, чем их здоровые сверстники.

За 15 лет существования филиала 16 его выпускников продолжили обучение в музыкальных учебных заведениях Беларуси и России.

– Сначала было непросто убеждать их руководителей в том, что наши воспитанники не нуждаются в сопровождающих, не требуют дополнительной помощи от преподавателей, – говорит Е. Маслова.

DSC_1155

Елена Машковская, которая блестяще окончила Белорусскую государственную академию музыки и теперь преподает в музыкальной школе, Патриция Курганова, звезда российского телепроекта «Голос», – среди выпускников филиала немало талантов.

Услышать выступления учеников филиала ДМШИ № 19 можно в Минске на III Международной творческой встрече-форуме коллективов музыкальных школ и специальных учебных заведений для детей с нарушениями зрения «Мы вместе!», которая начинается сегодня и продлится до 5 апреля.

Фото Алексея Колесникова

 

Самое читаемое