Новый худрук Белгосцирка: «Закон режиссуры везде одинаков»

Новый художественный руководитель минского цирка Витаутас Григалюнас в должности всего несколько недель, но глядит далеко вперед. Один из самых известных в стране режиссеров рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о своем видении будущего столичного манежа.

Из окна кабинета нового худрука видны проспект Независимости, Купаловский сквер, глобальная стройка у Свислочи и экран, на котором транслируется реклама будущего представления с участием гиппопотамов. Показывая на электронное табло, Витаутас Альгердович рассуждает: если театр начинается с вешалки, то наш цирк… как раз с этого экрана:

– Именно с анонсов будущего представления и начинается цирк. По крайней мере, это должен быть не слабый видеоряд, а качественная, грамотная и креативная реклама, и желательно без грамматических ошибок (улыбается). Это важный этап работы, но, конечно, не самый глобальный. Основная цель сейчас – создать белорусскую национальную программу на базе нашего цирка. Ищем артистов. Многие, услышав призыв нового руководства, приходят сами. Надеюсь, к осени удастся подтянуть и тех, кто сейчас работает за рубежом. Если все сойдется, в результате получим сильное отечественное шоу и сможем не только показывать его дома, но и «меняться» им с коллегами из других стран. Отмечу, во всем мире здания цирков – это прокатные площадки, но наш манеж уникален, потому что есть штат артистов, которых можно и нужно растить.

– И все-таки чем вы занялись в первую очередь, когда пришли в цирк?

– Думал, когда приду, тут же займусь созданием новой программы. Но так, к сожалению, не вышло. Так что решил постепенно вникать в цирковую кухню. В первые дни работы посмотрел, что же умеют воспитанники минского манежа, и остался доволен: номера есть, можно работать. Кстати, очень любил цирк в детстве, был и на недавних представлениях в качестве зрителя. А став руководителем, посмотрел шире – тут есть огромный ресурс, пока незадействованный. Скажу так: закон режиссуры везде одинаков.

– К слову, о новой программе. Неужели не внесли ни одного фирменного штриха от театрального мастера Григалюнаса?

– Не волнуйтесь, я не снимаю с себя ответственности за будущее шоу. У меня на днях был напряженный разговор-борьба с главным гостем шоу. Встретились два творческих человека… Тем не менее мы нашли общий язык и вместе выстроили новую программу.

– Знаю, что вы как режиссер больших мероприятий несколько раз приглашали для сотрудничества цирковые студии из регионов, в частности, из Мозыря. Учитывая, что теперь вы худрук столичного цирка, сотрудничество продолжится?

– Как только запустим новую программу, тут же этим займусь. Во-первых, меня уже ждут в Москве в цирке братьев Запашных для налаживания связей. Сразу после возвращения поеду в мозырскую цирковую студию, потому что результат их работы на сцене Дворца Республики мне понравился. Этюд артистов в минувшем торжественном концерте во время вручения премии «За духовное возрождение» тронул сердца многих зрителей.

– Русские артисты не очень-то любят Цирк дю Солей. А как вам это явление?

– Если наш цирк – это свежевыпеченный хлеб, от запаха которого кружится голова, то канадский – как заграничная вафелька в красивой упаковке. Конечно, там все очень профессионально, начиная от костюмов и заканчивая постановкой номеров. При этом в постсоветском цирке присутствуют традиции искусства, не потеряно мастерство работы в манеже. Дю Солей – это эстрада, зрелище для неискушенной публики, но если присмотреться, то в классическом цирке артистизма гораздо больше.

– Теперь вы будете посвящать все свое время цирку или все же оставите за собой право работать над большими постановками как режиссер?

– Сейчас для меня это самый сложный вопрос, ведь кроме постановок у меня еще есть и студенты академии искусств. Не хочу бросать третьекурсников, дело идет к выпуску, да и преподавать мне нравится. Конечно, сейчас для меня в жизни цирк занял главное место, но надеюсь, на все остальное времени тоже хватит.

– Чем, на ваш взгляд, цирк может привлекать минчан? Кроме шоу на манеже?

– Когда мне было 20 лет, я смотрел в цирке кино «Человек проходит сквозь стену». Атмосфера была интересная. Видел состязания атлетов и танцевальные шоу. Цирк всегда был таким местом, где возможно решительно всё. Все зависит от фантазии.

– Какие номера вам нравятся больше – акробатика, воздух, клоунада?

– Я люблю номера, в которых вижу не просто интересные трюки, но и творчество. Это правда, что все жанры хороши, кроме скучного. А еще я считаю, что в цирке в традиционном понимании этого слова должна быть заложена доброта. Ведь там дети ощущают себя в своем мире, а взрослые становятся немного детьми.

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Очень хорошо, что должности директора и художественного руководителя разделены! Для дела это несомненный плюс! Григалюнасу удачи и , как говорят в цирке, с началом!

Comments are closed.