О ВРЕМЕНИ. О СТРАНЕ. О СЕБЕ. Гендиректор художественного музея Владимир Прокопцов

О том, что происходит на главной арт-стройке года, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов.

О времени

– Вот вы спрашиваете, с какими именами ассоциируется коллекция Национального художественного музея? А задавались вопросом, сколько Франция тратит, скажем, на популяризацию Моне? Бренды не возникают сами по себе, их создают. У нашего музея достойная коллекция икон. В этом году планируем поучаствовать в выставках в Ватикане и музее Эль Греко в Толедо.

Лет 20 назад и Иван Хруцкий, и Витольд Бялыницкий-Бируля, и Фердинанд Рущиц, и Станислав Жуковский считались русскими художниками даже среди специалистов. Наконец-то мы их «признали». Замечаю, что в принципе возрастает интерес ко всему белорусскому. Это и в одежде выражается – в городе вижу молодежь, которая носит футболки и рубашки с национальным орнаментом.

В 2010 г., когда праздновали 200-летие со дня рождения Ивана Хруцкого, его имя было внесено в список памятных дат ЮНЕСКО. И мы хорошо поработали на популяризацию наследия Хруцкого – одного из крупнейших мастеров натюрморта в живописи Беларуси и России ХІХ в. Работа «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» – одно из произведений, с которым можно ассоциировать Нацио­нальный художественный. В 2012 г. совместно с издательством «Беларусь» при поддержке Министерства информации музей выпустил первый мини-альбом серии «Славутыя мастакі з Беларусі». Он был посвящен творчеству Ивана Хруцкого.

В конце нынешнего года выйдет книга к 145-летию со дня рождения Фердинанда Рущица. В декабре, в день рождения художника, планирую провести презентацию конверта с маркой, фильма, альбома из серии «Славутыя мастакі з Беларусі» на его малой родине, в деревне Богданово под Воложином. Следующий шаг – восстановить родовое имение мастера, создать там культурно-образовательный центр. Время возвращать Беларуси имена известных художников, как это произошло с Хаимом Сутиным, когда в Смиловичах, где он родился, была открыта музейная экспозиция, правда, с копийными работами.

Одна из визитных карточек музея – портрет Марка Шагала кисти Юделя Пэна. Эта работа мало известна за пределами нашей страны и вызывает интерес. Западные искусствоведы и галеристы только начали обращать внимание на Пэна как на художника, который писал быт еврейской бедноты. Но это во-вторых. Прежде всего о нем говорят как об учителе Шагала. Хотя, конечно, если бы у нас был автопортрет Шагала, а не портрет, этой картине и вовсе не было бы цены.

О стране

– Убежден, что создание музейного квартала в Минске – событие номер один в культурной жизни Беларуси. Из резервного фонда Президента на строительство в этом году выделено 60 миллиардов рублей. Поскольку Объединенная дирекция строящихся объектов Министерства культуры Беларуси, которая начала реализацию этого проекта, признана банкротом, функции заказчика строительства перешли к музею.

По проекту в единый комплекс будут объединены здания, расположенные на улице Кирова, 25, улицах Кирова – Ленина, 22, Ленина, 20 – это главный корпус музея, – и на улице К. Маркса, 24, где было общежитие БГУ. До конца года мы должны закрыть под крышу здания на улицах К. Маркса, 24, и Кирова, 25.

Наконец-то есть возможности для создания современного депозитария. Расширим площади реставрационных мастерских, где будут не советские микроскопы, а современное оборудование. Изменится техническая начинка выставочных залов: витрины, свет, система климат-контроля… Появятся арт-кафе, магазин сувенирной продукции. Сегодня музейные технологии активно развиваются. Важно сработать на опережение, предугадать, какое оборудование будет актуально через 5 лет, когда планируется открытие квартала.

О себе

– В день своего рождения, 8 августа, традиционно открываю персональную выставку. На этот раз в Витебске. Жил там, когда студентом был. Тогда и проникся атмосферой белорусского Парижа. Все студенты художественно-графического факультета пединститута мечтали стать известными, как Шагал. Даже афоризм на эту тему был: «Чтобы каждый так шагал, как шагает Марк Шагал». Закончил картину «Мой Витебск», которую начал писать в мае прошлого года. Подарю ее художественному музею Витебска. Стараюсь, чтобы на все было время: жить, творить, любить. Но сначала надо разобраться с бумагами по музейному кварталу.

Еще материалы рубрики:

О ВРЕМЕНИ. О СТРАНЕ. О СЕБЕ. Депутат Людмила Кубракова

О ВРЕМЕНИ. О СТРАНЕ. О СЕБЕ. Художник и дизайнер Владимир Цеслер

О ВРЕМЕНИ. О СТРАНЕ. О СЕБЕ. Депутат Андрей Наумович

О ВРЕМЕНИ. О СТРАНЕ. О СЕБЕ. Историк Сергей Александрович

О ВРЕМЕНИ. О СТРАНЕ. О СЕБЕ. Академик Владимир Гусаков

Самое читаемое