Олег Янковский то и дело разыгрывал режиссера. Как снимали фильм «Влюблен по собственному желанию»
Сыграв в фильме «Влюблен по собственному желанию», актриса Евгения Глушенко в 1983 году получила приз за лучшую женскую роль на XXXIII Берлинском кинофестивале. Но этот факт в СССР замалчивали. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Ранее успешный спортсмен, а ныне злоупотребляющий алкоголем рабочий завода, и невзрачная библиотекарь случайно знакомятся. Заключают соглашение влюбиться друг друга с помощью аутотренинга и каждодневной работы над собой. Когда у них ничего не выходит, они готовы бросить затею, но любовь между ними возникает сама собой.
Пришел подкупить
Режиссер Сергей Микаэлян прошел войну, был дважды ранен. Тема отголосков войны так или иначе присутствует в его лентах. Поэтому герои фильма, далекого от военной тематики, в свободное время ездят за город и разыскивают захоронения пропавших без вести солдат по фамилиям на братских могилах. Но главное не это. По собственному признанию, еще во фронтовых окопах под Ржевом будущий режиссер боролся со страхом с помощью самовнушения. Потом всю жизнь занимался аутотренингом и мечтал поделиться опытом с другими. Поскольку аутотренинг, психоанализ в СССР официально считали чуждыми дисциплинами, о лентах с подобными идеями не могло быть и речи. Только к концу 1970-х решили, что никакой антисоветчины в подобных увлечениях нет.
Тогда режиссер и начал писать сценарий под названием «Сотвори себя сам». Представьте себе, что это кино изначально задумывалось совсем не о любви! Микаэлян просто хотел приобщить зрителей к работе над собой. Правда, к этому моменту он снял уже девять фильмов и мог отличить хороший сценарий от неудачного. Вовремя почувствовал, что написанное им сильно хромает. Попросил о помощи журналиста «Известий» Александра Васинского. Но и это соавторство не сделало сценарий совершенным. В начале 1980-х одним из самых ярких сценаристов в Москве считался Виктор Мережко. С успехом шли его ленты «Вас ожидает гражданка Никанорова» (1978), «Родня» (1981). Режиссер купил большой брикет мороженого за 48 копеек и отправился к нему домой. С порога сказал: «Витя, я пришел тебя подкупать! Спасай». За 10 дней Мережко смог превратить сценарий о самосовершенствовании личности в лирическую комедию. Но не верил в успех будущей картины, попросил не упоминать его в титрах, о чем потом сожалел.
Абдулов слишком высок
Зная актерские работы Евгении Глушенко в фильмах «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977) и «Впервые замужем» (1979), режиссер без кинопроб утвердил ее на роль Веры. А вот главного героя найти не удавалось долго. На роль Игоря Брагина пробовались известные актеры. Александр Абдулов был очень высокого роста, в паре с миниатюрной Глушенко оба смотрелись комично. У Бориса Щербакова, по мнению режиссера, не хватало природного чувства юмора. Актриса посоветовала подумать о кандидатуре Олега Янковского. Он в 1974 году снимался в фильме Микаэляна «Премия» в роли парторга. Таким режиссер его и запомнил. Ему не пришло в голову предложить Олегу Ивановичу попробовать себя в качестве алкоголика на экране. Актер принял приглашение с восторгом.
Всеволод Шиловский сначала отказался от роли соседа-собутыльника Коли. В юности он сам занимался спортом. Ему показалось, что в сценарии автор глумится над спивающимся спортсменом. Но когда актер узнал, кого утвердили на главные роли, изменил свое решение.
В одном из сюжетных поворотов главного героя от завода направляют в село на сельхозработы. Вечером в местном клубе он знакомится с обольстительной девушкой Наташей. Их взгляды встречаются. Ночью флирт имеет логическое продолжение. Это выглядит как измена героине Глушенко. Наташу сыграла минчанка, позже актриса театра имени Маяковского в Москве Ирина Резникова. В начале 2000-х она закончила карьеру в кино. Ее муж спортсмен-волейболист заключил контракт с финской командой, семья уехала в Финляндию, где Ирина создала русскую театральную студию.
Если гора не идет
Поскольку Янковский параллельно снимался в «Полетах во сне и наяву», много играл в театре «Ленком», съемочной группе пришлось подстраиваться под востребованного актера. Плановое начало съемок совпало с гастролями «Ленкома» в Ташкенте. Микаэлян решил переместить съемки в столицу Узбекистана и окрестности. Именно там снимали загородные подмосковные сцены, что было непросто. Пришлось подбирать, а отчасти создавать с помощью декораций пейзажи среднерусской полосы, закрывать второй план искусственными деревьями. Из Ленинграда везли изготовленные на «Ленфильме» копии обелисков и памятников солдатам, так как братских могил времен войны в Узбекистане нет. До республики не докатились бои.
Олегу Ивановичу было под 40 лет. Герой по сценарию моложе. Актеру клеили челку. Он был неотразим и обаятелен до конца жизни. Но залысина сформировалась рано, и режиссеру казалось, что с ней герой выглядит совсем уж безнадежным пропойцей. Ее прикрыли полупариком.
С внешностью Евгении Глушенко гримеры творили чудеса. Героиня должна была эволюционировать на глазах у зрителей. В начале ленты Вера — полная сутулая неинтересная женщина с тяжелой походкой. Для этого актрисе под одежду крепили ватные накладки, которые по ходу сюжета постепенно удаляли, создавая на экране эффект похудения. С помощью профессиональных ухищрений гримеры имитировали ей проблемную кожу лица, прыщи, пигментные пятна, от которых она в конце избавилась. Актриса не жалела себя и вдобавок мазала волосы глицерином для создания эффекта неухоженности, который в конце пропадает. Мы, как и Брагин, должны были видеть, что девушка изменяется и хорошеет. Это сработало!
Приз Берлинале
Шиловский с Янковским то и дело разыгрывали режиссера. Однажды Микаэлян обнаружил актеров в гостиничном номере в крайне нетрезвом состоянии. Они отказывались от съемок, требовали везти их не в студию, а в ресторан. Когда до студии добрались, их не хотел впускать вахтер, грозил вызвать милицию. После того как помощники из съемочной группы с большим трудом заволокли их на 3-й этаж в режиссерскую комнату, выяснилось, что актеры трезвы!
К концу съемок директор группы обнаружил дефицит бюджета. Экономил на всем. А тут понадобились большие промышленные электронные часы, которые видны из окна героя Янковского. На них в финальной сцене в полночь обнуляется время и вновь начинает свой ход. Важный драматургический поворот. Но в начале 1980-х такие гигантские часы были новомодным сложным прибором, стоили более 1 000 рублей. На них уже не хватало денег. И тогда оператор-постановщик Сергей Астахов с помощью паяльника, лампочек, консервных банок и проводов создал бутафорские цифры часов на крыше. Фильм стал первой полнометражной работой для ныне легендарного кинооператора («Брат», «Брат-2», «Салют-7»).
Премьера состоялась 1 ноября 1982 года. Картину закупили 26 стран. В 1983-м на XXXIII МКФ в Западном Берлине (ФРГ) Евгения Глушенко получила приз «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль. Триумфальное событие осталось незамеченным советской прессой. Тогда же по опросу «Советского экрана» Олега Янковского признали лучшим актером года.
В 2000-м Сергей Микаэлян предложил снять продолжение истории. Сценарий назывался «Развод по собственному желанию». Глушенко согласилась. Янковский сказал, что дважды в одну реку войти невозможно. В 2010-м Микаэлян подарил сценарий молодому режиссеру Илье Северову. Картина снята в 2015 году как отдельная история. Единственный мостик из прошлого — Сергей Астахов стал оператором-постановщиком нового фильма.