Педагогов для инклюзивного обучения детей с особенностями развития будут готовить в БГПУ

Институт инклюзивного образования (ИИО) открылся в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка 1 сентября.

Корреспондент агентства встретилась с директором новообразованной структуры доктором наук Верой Хитрюк и узнала, почему возникла необходимость ее создания и какие задачи возложены на институт.

— Начну с того, что год назад Беларусь присоединилась к Конвенции о правах инвалидов ООН. В ее 24-й статье, которая называется «Образование», четко определено: все дети с самыми разнообразными образовательными потребностями (в том числе и особыми) должны иметь возможность и условия получать образования с их сверстниками. Другой важный момент: в июле 2015 в Беларуси была утверждена Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР). Ведь многие из таких детей могут себя обслуживать, учиться и впоследствии принимать участие в трудовой деятельности. Так, социальная потребность становится составляющей государственной образовательной политики. Появился план мероприятий по реализации концепции, принятый Министерством образования, в котором в том числе было обозначено создание ИИО на базе факультета специального образования (ФСО) — одного из самых многочисленных подразделений БГПУ. В апреле этого года ФСО отметил свое 40-летие. Действительно, о нем можно сказать как о самой авторитетной, самой мощной научной школе в республике по подготовке педагогов для работы с детьми с ОПФР. Не забывайте, что история факультета началась гораздо раньше: в 1967 году на базе факультета начального образования было открыто дефектологическое отделение. Теперь очередной исторический шаг — переход на уровень института, в структуре которого совместно с ЮНИСЕФ будет создан Национальный ресурсный центр инклюзивного образования. Ресурсный центр — это методический, дидактический и научный потенциал, который поможет обеспечить эффективность и результативность инклюзивного образования.

— Относительно недавно в наш обиход вошло понятие интегрированного обучения: в детских садах появились группы с таким названием, а в школах — классы. Теперь внедряется новое понятие — инклюзия. Вера Валерьевна, объясните, в чем разница между ними.

— Интеграция в образовании означает то, что ребенок с ОПФР до конца не включен в общий процесс обучения. Да, он, например, ходит в школу, но занимается там по специальным программам. При инклюзии дети погружены в общий образовательный процесс, и задача педагогов — адаптировать его содержание под потребности каждого ребенка, в том числе и с ОПФР. Учитель не тянет такого ученика до общего уровня, а определяет его особые образовательные потребности и выстраивает образовательный маршрут. А это уже значительно расширяет понимание профессии учителя, в целом изменяет и профессиональное педагогическое мышление. Чтобы готовить специалистов, способных работать в условиях как интегрированного, так и инклюзивного образования, планируется открыть в институте новую специальность для учителей-дефектологов, которая так и будет называться «Специальное и инклюзивное образование».

— Выходит, все педагоги средних школ должны менять подход к обучению?

— И в этом самая большая проблема. В начальных классах, кстати, этот вопрос решается легче, чем в средней школе. Но уже на наших глазах меняется культура образовательного пространства, политика школы. На самом деле не так страшен черт, как его малюют. Тот же учитель физики легко определит, что в содержании его предмета ядро (необходимая база), а что — повышенный уровень (информация интересная, но не обязательная, без которой человек может спокойно обойтись в повседневной жизни). Суть материала доступна практически каждому ученику. Нужно только найти подход в подаче информации. Так, для детей с аутизмом важно строго структурировать информацию. А есть ребята, воспринимающие урок на слух в виде описаний.

— Как набирали студентов для учебы в ИИО?

— Вступительная кампания проходила летом, поэтому набор шел на факультет специального образования по специальностям «Логопедия», «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика» и «Олигофренопедагогика». Но в рамках подготовки этих специалистов мы будем обучать их тому, что должен уметь учитель-дефектолог, попав в инклюзивное образовательное пространство. Нам нужно сформировать намерение и готовность будущего учителя работать в условиях инклюзивного образования. Для этого, например, при изучении такого предмета, как «Философия», будем говорить о ценности и значимости каждой личности, в лекции по экономической теории вплетать материалы о целесообразности профподготовки людей с инвалидностью и об пользе обществу их труда. Через предмет иностранный язык анализировать тексты об историях успеха таких людей…

Наши абитуриенты и студенты очень мотивированы. Судите сами: в этом году в БГПУ имени М. Танка поступило 148 медалистов. Треть из них — на ФСО! У нас один из самых высоких проходных баллов на все специальности включая платное отделение. Видимо потому, что в дальнейшем профессионалам в области специального образования найти работу не составляет труда.

Самое читаемое