Первые — не последние

Екатерина Циркун
Автор материала:
Екатерина
Циркун

Взволнованно-нарядную молодежь можно встретить в эти дни на улицах города.

Неудивительно — в школах идут выпускные экзамены. Волнуются девяти- и одиннадцатиклассники, волнуются их родители, волнуются педагоги. А нужно ли это делать?

Спору нет, определенный момент переживаний — за свое будущее, за судьбу своего ребенка или воспитанника, должен присутствовать в жизни каждого. Поверить тому, кто декларирует полный, простите, пофигизм, лично я никак не могу. Но не перегибаем ли мы палку, поставив во главу угла отметки, полученные на школьных экзаменах?

Помню, как тридцать лет назад бегали с озабоченными лицами наши учителя, пугая выпускников возможными визитами проверяющих из районного управления образования. Как пили валерьянку признанные отличники, обеспокоенные красотой будущих аттестатов. Относительно невозмутимыми оставались разве что родители. Эра всеобщего сумасшествия на почве высшего образования еще не настала, поступление в техникум и даже в училище зазорным не считалось. А квалифицированные рабочие МАЗа или МТЗ зарабатывали намного больше, чем инженеры в научных институтах.

Но времена меняются. Спустя буквально десять лет после нашего выпуска я стала свидетельницей того, как дочка знакомых закатывала родителям истерики: все дети из нашего класса пойдут учиться на платное отделение, а я, как нищенка, должна поступать на бюджет??? То, что зарплата родителей не была рассчитана на оплату высшего образования, юную выпускницу не волновало. Равно как и то, что знания, позволяющие учиться бесплатно, это не позор, а повод для гордости.

Сегодня ситуация и вовсе дошла до абсурда. На мой взгляд. Если в наши годы наказать выпускника могли разве что «плохой» характеристикой, то сегодня средний балл аттестата, учитываемый при поступлении, предоставил широкие возможности сведения счетов в противостоянии «учитель — ученик». Только без обид! Случаи, когда отличник-математик находится на плохом счету у учителя физкультуры, а гениальный филолог вызывает оскомину у преподавателя химии, может привести в пример каждый, кто учился в школе. Все мы люди. Совместимые и несовместимые в психологическом плане, но тем не менее вынужденные какое-то время сосуществовать в едином пространстве.

Масла в огонь подливают и родители. Обеспокоенные тем же средним баллом, предстоящим тестированием, выбором будущей профессии, они нещадно прессуют собственных детей, не задумываясь: а оно им, детям, надо? Где будет работать вчерашняя троечница, платно окончившая заштатный вуз по специальности «госуправление» или «международные отношения»? Спрос определяет предложение, и подобные специальности появляются, как поганки после дождя. Точно так же десяток лет назад везде активно готовили психологов, юристов и экономистов. Не уверена, что обладателей таких дипломов ждут в МИДе и других министерствах. Но сколько нервов и денег будет потрачено ради заветных «корочек»! Сколько слез пролито в промежутке «экзамены — тестирование»!

А ведь, казалось бы, что может быть проще, чем объяснить ребенку, что школьные экзамены первые, но не последние в его жизни, и это станет понятно уже на втором-третьем курсе вуза. Что вовсе не стыдно поступить в высшее учебное заведение через несколько лет после окончания школы, и точно так же не стыдно пройти через разные ступени образования, включая профессиональное, с которого начинали карьеру многие известные люди нашей страны, ставшие впоследствии видными учеными и конструкторами, политиками и победителями престижных творческих конкурсов.

Но нет! Закусив удила, мы гоним чадо к первому, второму, пятому репетитору, ежедневно вдалбливая ребенку, что он обязан! Обязан поступить в пятый класс гимназии, непременно должен быть зачислен в десятый класс и, безусловно, с ходу поступить в самый престижный вуз на самую престижную специальность!!! А в результате — нервные срывы у подростков. И хорошо, если они заканчиваются слезами и валерьянкой, а не трагическими случаями, подобными тому, что недавно случился в одной из гимназий города. Пусть этот печальный пример всем нам станет наукой. Родители, отложите поход к двадцатому репетитору и разрешите ребенку посидеть пару часов возле телевизора или компьютера. Учителя, не поминайте всуе о том, что из трех девятых классов будет собран всего лишь один десятый, и отбор туда будет жесточайшим. И, наконец, ребята, расспросите своих родителей, бабушек, дедушек и просто успешных, авторитетных в ваших глазах взрослых, как несколько десятилетий назад начиналась их взрослая жизнь. Уверена, они расскажут много интересного, и вы поймете: школьными экзаменами жизнь не заканчивается — в этот момент она только начинается!

Самое читаемое