Почему Людмила Гурченко отказалась от съемок в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино»
Главные роли в фильме авторы прописывали под Людмилу Гурченко и Евгения Стеблова, но в картине они не снялись. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Доктора Трилецкого, господина Петринина, соседей Платоновых — Михаила Васильевича с женой Сашенькой — приглашают в усадьбу генеральской вдовы Анны Петровны Войницевой. Неожиданно пасынок генеральши Серж представляет гостям жену Софью, в которой Платонов узнает свою прежнюю любовь.
Все бесцельно проводят время, хохмят, играют в фанты, а Платонов, потрясенный встречей с Софьей, анализирует себя и приходит к выводу, что прожил 35 лет бесполезно. Он сокрушается, хочет утопиться в реке, бросается в воду с обрыва, но место оказывается мелким, воды по колено. Видя страдания Платонова, Софья решает уйти от супруга к нему. Но Михаил Васильевич не готов к такому повороту событий.
Немного о кризисе
В 17 лет Антон Чехов написал свою первую пьесу — «Безотцовщина». Занес ее в театр, но произведение молча вернули. Будущий классик бросил его в ящик стола и забыл. Оно не публиковалось при жизни. Но копия сохранилась. Пьесу напечатали в СССР небольшой брошюрой. Кто-то подарил ее Никите Михалкову. К этому моменту молодой режиссер снял два кассовых фильма — «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) и «Раба любви» (1975), которые сразу были признаны зрителями и специалистами уникальными. Он решил, что вправе теперь поработать не над зрительским, а над элитарным кино, которое не соберет полные залы, но будет оценено интеллектуалами. Заявку на картину по пьесе Чехова на «Мосфильме» отвергли. Потом выяснилось, что для выполнения годового плана студии не хватает одной ленты. Михалкову выдали малый бюджет — 300 тыс. рублей — и благословили на съемки.
Никита Сергеевич и его друг Александр Адабашьян закрылись в гостинице и писали сценарий по мотивам произведения. Он заметно отличается от первоисточника, но Чехов у каждого свой. Для дополнительных драматургических линий использовали более поздние творения писателя — рассказ «Учитель словесности», повести «Три года», «Моя жизнь». Через месяц сценарий был готов и получился в том числе о кризисе среднего возраста. Создатели фильма и исполнители главных ролей находились примерно в тех же летах, что и герой Платонов. Поэтому материал был понятен всем. А вот как смог разобраться в этом 17-летний Чехов, остается загадкой.
Хотелось есть
После предыдущих картин у Михалкова сложилась актерская команда. Режиссер знал, что Александр Калягин безупречно справится с ролью Платонова. Но препятствием была его тучность. На фотографии актера Никита Сергеевич фломастером обвел контур щек, дав понять, на сколько лицо Калягина должно стать меньше к началу съемок. Актер приложил усилия и сбросил 25 кг. Он считал плохой приметой рассказывать о съемках до их начала, поэтому в МХАТе, где тот работал, глядя на его истощение, думали, он заболел. Потом шутили, что Александр ходил злым, нетерпимым, потому что всё время хотел есть! Как он изменился, легко понять, взглянув на Калягина в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя», снятом в тот же период. Незадолго до этих событий у него умерла супруга. Лента стала для него судьбоносной. На съемках он встретил Евгению Глушенко, сыгравшую его жену Сашеньку. Потом они поженились в реальной жизни и живут до сих пор.
Генеральскую вдову Анну Петровну сыграла ленинградская актриса Антонина Шуранова, хотя роль писалась для Л. Гурченко. Говорили, будто она сломала ногу. На деле второй режиссер фильма Максаков рассказывал, что актрисе поступило параллельное предложение — главная роль мамы-Козы в советско-румынско-французском фильме «Мама» со съемками за рубежом. Пытались как-то развести графики, но это оказалось невозможным. Людмиле Марковне пришлось делать выбор. Командировки в Европу показались ей привлекательнее. Впоследствии она жалела о выборе.
Пасынком Анны Петровны на экране стал постоянный актер из михалковской обоймы Юрий Богатырев. Сам Никита Сергеевич не собирался выступать в качестве актера. На роль доктора Трилецкого был назначен его приятель со времен ленты «Я шагаю по Москве» Е. Стеблов. Но накануне съемок он попал в автомобильную аварию, восстанавливался после полученных травм. Уже сшитый костюм был Михалкову впору. И он вошел в кадр.
Наш земляк, уроженец Гомельской губернии, фронтовик Николай Пастухов с первого фильма оказался в команде Никиты Сергеевича. Позже снимался во всех его картинах. Здесь ему досталась роль Порфирия Семеновича Глагольева, обожателя Анны Петровны.
Если попробовать описать действия каждого персонажа сюжетно, то получится белиберда. Один кривляется, другой тренькает на гитаре и бегает под зонтом. Но все вместе они создают атмосферу грусти, нелепости мира, в котором живут. Мира, где звучат возвышенные речи, но никто ничего путного не делает. Бездеятельная жизнь. Принято было под впечатлением от литературы представлять себе русскую интеллигенцию прошлого как загнивавшую от безделья. Но сложно поспорить с тем, что интеллигенция была разной…
Не все очарованы
Актеры вспоминают съемочный период этой картины как счастливое время в их жизни. В качестве усадьбы генеральши Анны Петровны выбрали дом XVIII века, принадлежавший некогда дворянскому роду Арцыбашевых, — в Пущино недалеко от Москвы, на берегу Оки. В усадьбе долгий период находилась больница. Потом для нее построили новое здание, а памятник архитектуры остался заброшенным. Киногруппа жила в 150 м от усадьбы в новой гостинице. По договоренности вне кадра все называли друг друга по имени-отчеству и на вы, чтобы поддерживать атмосферу произведения и времени, в котором происходят события, а это конец ХIХ века. Каждая сцена подолгу репетировалась, что редко бывает в кино. Режиссер использовал театральный подход. Это не было похоже на кинопроизводство с его ритмом и нервотрепкой. Потом пошли дальше: все актеры привезли в Пущино свои семьи. Вместе купались в Оке, играли в футбол и вновь возвращались к съемкам. Единственный, кто приехал на один день, снялся и уехал, — Олег Табаков. Рассиживаться в мирке, созданном Никитой Сергеевичем, ему было некогда. Раздражало это сектантство и Анатолия Ромашина. Однажды он отказался идти на репетицию. Сцена для него была банальная: на фоне спора других персонажей он читает газету. Чего репетировать? Михалков догнал актера у лифта. Они проехали два этажа, а выйдя, уже спорили: «Ах вот о чем он думает, читая!»
Атмосферное кино оценили не только на родине. В 1977 году специальный приз жюри за исполнение роли Платонова на МКФ в Картахене (Испания) получил Александр Калягин. Он же стал обладателем «Большой золотой раковины» на фестивале в Сан-Себастьяне (Испания). Была премия «Золотой Хьюго» на МКФ в Чикаго (США) и итальянская национальная кинематографическая премия «Давид ди Донателло». И кто после этого скажет, что советское кино не признавали в мире?
Смотрите также: