«20 миллионов за обучение в автошколе? Выдумка!»

В агентстве «Минск-Новости» прошла онлайн-конференция на тему «Подорожает ли обучение в автошколах?». На вопросы читателей отвечал директор Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей Андрей Максимов. Наибольший интерес помимо грядущего изменения стоимости услуг автошкол вызвали нововведения в программе обучения.

Сегодня только в столице работают около 100 автошкол. Периодически появляются рейтинги, где критерием оценки становятся результативность сдачи экзаменов в ГАИ, цена обучения и даже отзывы в Интернете. Как не ошибиться в выборе, Андрей Максимов рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости».

– Если человек ищет автошколу поближе к дому, работе – это его дело. Но главным критерием должно быть все же качество оказания услуг, – считает директор ассоциации. – В Интернете любой может написать отзыв. Не исключаю, что некоторые не совсем добросовестные руководители автошкол сами там хвалят себя. Не надо смотреть и на рейтинги с процентами. Все очень субъективно. В данном случае совет один, и другого я не вижу: узнать, где находится автодром этой школы, пойти туда и напрямую пообщаться с учащимися. И еще: многие выбирают автошколы по рекомендациям друзей, знакомых, которые уже прошли обучение. Это я также считаю правильным.

Супердоходов, по словам специалиста, у автошкол нет. Средняя рентабельность – 3–5 %. Летом большинство автошкол работают и вовсе в убыток. Как правило, востребованность курсов увеличивается осенью, и всплеск приходится на начало учебного года. Основная масса претендентов на права – молодежь в возрасте от 18 до 20 лет.

– Сегодня молодые люди приходят уже подготовленными, – продолжает Андрей Максимов. – Вы посмотрите, как в парке даже малыши лихо рулят на электромобильчиках! То есть человек уже в таком возрасте имеет представление о процессе вождения. Его надо только направить. Но автошкола дает только формальное обучение. Опыт приходит со временем. Во многих странах есть установленное законодательством ограничение для молодых водителей: в первое время им запрещено управлять автомобилем без сопровождающего, имеющего достаточный опыт.

По приведенной экспертом статистике, наиболее «аварийный» период, как правило, приходится на 3–5-й год после получения прав. Водитель уже не считает себя новичком на дороге и думает, что готов к выполнению элементов «высшего пилотажа». Среди недавних выпускников автошкол лихачи – редкость. И тот факт, что больше половины курсантов не способны с первого раза доказать свои знания и умения на экзамене в ГАИ, по мнению специалиста, не говорит о качестве обучения.

– Статистика по сдаче экзаменов в ГАИ с первого раза не может отражать реальной действительности и говорить о качественной или некачественной подготовке водителей, – считает Андрей Максимов. – Потому что экзамен – это стресс. И тем более экзамен, который требует от человека не только мыслительной, но и двигательной напряженности! А мышцы скованы. Конечно, ошибки могут быть. Многие не сдают, потому что переволновались. Другим действительно чего-то не хватило. Вообще практически нет стран, где бы учитывался такой показатель, как сдача с первого раза. Например, в Израиле от водителей не требуют буквального знания всех правил дорожного движения. В части теории – элементарные вопросы. Зато практике уделяется основное внимание.

Гигантского скачка цен на услуги автошкол, по мнению директора Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей, бояться не стоит. Разумеется, подорожание неизбежно, ведь и соблюдение новых технических требований, и изменения в программе обучения потребуют от автошкол капиталовложений. А все они сегодня работают на условиях полной самоокупаемости. Что же касается цены 20 млн рублей…

– Я никогда не называл такую цифру, – прокомментировал взбудоражившую общество «новость» Андрей Максимов. – Авторство приписал мне недобросовестный журналист, а потом подхватили другие СМИ. Я и сегодня не рискну говорить о подорожании обучения в автошколах в конкретных цифрах. Но 20 миллионов – выдумка!

 

Самое читаемое

40 КОММЕНТАРИИ

  1. Добавят ли в обучение в автошколах больше практических занятий? Потому что новоиспеченным водителям крайне не хватает практики

    • С 15 января 2015 года вступает в силу Указ №483. Количество часов по практике для курсантов после этой даты увеличивается на 10 часов. При этом Министерство транспорта и коммуникации обязаны до указанного времени переработать, обсудить и утвердить программу подготовки водителей категории «Б».

  2. Не считаете ли вы, что автопарк многих автошкол нужно обновлять радикально. Зачастую обучаешься на таких корчах, что за руль садиться страшно

    • Да, такая проблема действительно есть. Сейчас нет условий для кардинального обновления автопарка. Лизинговые и кредитные компании не будут давать деньги на приобретение учебного автомобиля.

  3. Будет ли меняться программа обучения в автошколах? Пока что все обучение основано на зубрежке правил, а после получения прав молодые водители совершенно беспомощны , им не хватает навыков реагировать на аварийные ситуации, чтобы их избежать

    • Программа меняться будет. Сложившаяся практика показывает, что автошколы готовят курсантов к сдаче экзаменов в ГАИ, а не к безопасному управлению. Используемые в ГАИ тесты по теории оторваны о т реальной жизни. Например, в России отказались от рисованных картинок и уже используют фотографии реальных ситуаций, которые заставляют людей более серьезно относиться к проблемам, возникающих на дорогах.
      Согласно данным международного исследования в области дорожного движения не найдена взаимосвязь между хорошим знанием правил и аварийностью.

  4. Обучают ли сейчас, но во-времена моего обучения (2002г), во многих автошколах не рассказывалось об условных сигналах среди водителей, которые, на мой взгляд, играют большую роль в безопасности движения. Например, об опасности впереди, или стоя перед пешеходным переходом и видя в зеркало как по соседней полосе несется «неадекват» включить соответственно правый или левый поворотник, что бы хоть как то привлечь его внимание.

    • Я считаю, что не нужно этому учить. Так как кроме включенного аварийного сигнала, который обозначает, что вам выразили благодарность или предупреждает об опасности есть и другие. К примеру, включение левого поворота обозначает «обгонять опасно», правого — «давай газуй». На дороге могут встречаться шутники, которые заведомо вводят в заблуждение водителя. Нужно вести себя на дороге так, чтобы другие участники движения понимали ваши дальнейшие действия. Быть прогнозируемым.

  5. Откуда взялась сумма в 20 миллионов рублей? Это ненормальная цена. А лузеров на дороге меньше не станет

    • Это фантазия одного из корреспондентов. Я не озвучивал такую сумму. Мы сами понимаем, что 20 миллионов — нереальная цена. С введением новой программы подготовки и СТБ по видеорегистраторам увеличение стоимости обучения неизбежно, но не в таких масштабах.

  6. Я так понимаю, что после того как введут срок обучения в четыре месяца, плата в автошколах повысится еще больше?

    • Четыре месяца про которые писали СМИ надо понимать следующим образом: это не срок обучения, а период, в течение которого осуществляется переход на новую программу подготовки. Срок обучения, установленный Указом № 551 остается неизменным — не менее трех месяцев. Увеличение часов на практические занятия будет осуществляться за счет уменьшения часов теоретического обучения.

  7. Подскажите, обучение станет дороже означает ли это, что и уровень образованности преподавателей улучшиться, обновят обучающие транспортные средства? Спасибо.

    • Не думаю, так как изменение стоимости обучения никогда не имело отношения к уровню образованности преподавателей. Что касается транспортных средств: на первом этапе это маловероятно, а дальше посмотрим.

  8. С какой целью происходит удорожания обучения? Можно ли узнать об условиях которые невыполнимы для школ и могут поставить на грань выживания?

    • Основная затратная часть, из которого складывается стоимость обучения в автошколах — вождение. Увеличение часов по вождению увеличит и стоимость обучения. Будет расходоваться больше топлива, кроме того, нужно учитывать увеличение расходов на зарплату мастеру, амортизацию автомобиля, его обслуживание и так далее.
      На сегодня невыполнимых условий для автошкол, которые могут поставить их на грань выживания нет. Кроме одной: отсутствие набора.

  9. Если подорожает обучение значит ли что выбор транспортного средства для обучения и преподавателя по вождению станет выбором курсанта?

    • И сейчас и потом автошколы идут навстречу пожеланиям учащихся относительно выбора транспортного средства и конкретного мастера.

  10. Считаете ли вы, что удорожание обучения в школах улучшит уровень образованности учеников АШ?

    • Выше мы говорили, что новые условия вряд ли повлияют на повышения уровня образованности преподавателей, а следовательно и учеников тоже.

  11. У меня ненормированный график работы и столкнулась с проблемой в обучении.Нет групп позволяющих обучаться по моему графику, а я готова платить! В связи с увеличением цены возможно ли изменение системы обучения? Будет ли В Авто школах специальные группы для людей со скользящим графиком?

    • Деятельность автошкол регулируется техническими нормативными актами. Регламент жесткий. Сегодняшние условия не позволяют автошколам проводить занятия по индивидуальному графику каждого учащегося. Однако некоторые автошколы могут войти в положение таких учащихся и создают удобные для них условия. Новая программа — это уже изменение системы обучения, но специальных групп для людей со скользящим графиком она не предусматривает.

  12. Увеличится цена и сроки может и дополнительные уроки вождения можно будет получить у инструктора без проблем?

    • Увеличение часов по вождению на 20% на столько же увеличивает занятость мастера. Я думаю, что «договориться» о дополнительных занятиях станет еще более проблематично.

  13. А какой процент людей которые не могут сдать экзамены в автошколе и ГАИ? и есть ли необучаемые курсанты?

    • К сожалению, необучаемые курсанты есть. Невозможно отследить количество выпускников автошкол, которые по многу раз сдают экзамены в ГАИ.

  14. А как отразиться новый указ по зимним шинам, увеличению часов практики на автошколах?

    • Автошколы также обязаны использовать зимние шины на учебных автомобилях в период с 1 декабря по 1 марта. А это означает дополнительные расходы. Шины должны быть установлены на всех колесах. Кстати, данная норма вступает в силу с 15 ноября этого года.

  15. Сколько реально курсанту нужно часов практики и часов лекций, чтобы стать водителем, который не будет бояться садиться за руль. Все эти три месяца — чересчур растянуты, неужели подготовить водителя нельзя быстрее, просто увеличив количество дней и часов в автошколе

    • Минимальный срок обучения (три месяца) определен Указом президента. Необходимое количество часов практики для уверенного и безопасного управления автомобилем сугубо индивидуально для каждого. Теоретических занятий много, здесь я с вами согласен. Выше мы писали, что первый шаг сделан.

  16. Получал права 20 лет назад. В школе было УПК. Хоть и учились 2 года, поверьте, и тогда практики не было никакой. Минимально отъезжали часы на своем бензине (90-е….). Все зависит не от колличества часов, а от мозгов! Как вы считаете, может необходимо разработать некий специальный тест, дабы определить способен ли вообще человек БЕЗОПАСНО водит автомобиль и правильно и быстро принимать решения на дороге? в конце концов не всем дано быть физиками, но, почему-то всем дано быть водителями! Спасибо

    • Предлагаемая вами система тестирования будущих и настоящих водителей аналогична применяемой в Германии (тест на идиота). Во всем мире она вызывает весьма противоречивые мнения. Я знаю как учили в УПК. Во время моей работы в ГАИ города Минска лично закрыл два или три таких заведения.

  17. А у меня вопрос — откуда приходят преподаватели в автошколы. Иногда с трудом можно понять, что они хотят сказать. Проводится ли какой-то отбор на должность преподавателя. А еще очень раздражает, когда выезжаешь с преподавателям на дорогу, а он говорит, «о, поехали ко мне домой заедем, я там бутерброды забыл» и везешь его как извозчик. Попробуй сказать нет

    • Если с преподавателями по теории проблем в автошколах практически нет, то найти хорошего мастера сложно.

  18. Сколько у нас в Минске автошкол? и сколько из них реально дают сильную подготовку водителю? И правда ли, что курсантов не «засаживают» в ГАИ, если директор автошколы в хороших отношениях с ГАИ

    • В Минске функционирует около 100 автошкол в том числе с иногородней пропиской.
      Большинство автошкол действительно профессионально и качественно относятся к выполнению обязательств, взятых перед учащимися. Но есть и такие, у которых коммерческий интерес стоит на первом месте. Действующая система приема квалификационных экзаменов в ГАИ сильно зависит от человеческого фактора, поэтому пока рано говорить о беспристрастном отношении принимающих экзамены к сдающим их.
      К примеру, в Латвии кандидат в водители перед сдачей экзаменов по вождению крутит два лототрона. В первом — в случайном порядке выбирается автомобиль, на котором сдается экзамен, а во втором — экзаменатор. Такая система к минимуму сводит возможные коррупционные риски в этом процессе.

  19. Если автошколу лишают сертификата, что в таком случае происходит в дальнейшем с курсантами, которые не успели закончить обучение? И как часто лишают автошколы сертификатов?

    • Желающие пройти обучение в автошколе перед началом занятий заключают с ней гражданско-правовой договор, где прописаны обязанности и права каждой из сторон. В случае лишения автошколы сертификата соответствия, она обязана, согласно этому договору, выполнить все взятые обязательства, что автошколы и делают. При этом автошколы не имеют права осуществлять набор новых курсантов.
      Статистику по количеству автошкол, которым запрещено заниматься данным видом деятельности, ведут органы по сертификации.

Comments are closed.