1200 90

«Подранки». Рассказываем о фильме, который заставил рыдать зрителей во всем мире

Этот фильм заставил рыдать зрителей во всем мире. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

scale 1200 1

О чем кино

Писатель Алексей Бартенев в годы войны потерял родителей. Спустя какое-то время он пытается разыскать братьев. Один из них в тюрьме, другой вполне благополучен, так как его усыновил партийный функционер. Параллельно Алексей вспоминает о жизни в послевоенном детдоме, где было много счастливого и трагического.

Личная история

Nikolaj Gubenko 2

Николай Губенко

Для режиссера и автора сценария фильма Николая Губенко история, рассказанная им на экране, автобиографическая. Все персонажи, начиная от мальчишек и заканчивая педагогами, давно сохранялись в его воображении и памяти, оставалось лишь перенести на бумагу. Он родился в одесских катакомбах в августе 1941-го во время бомбежки. Мать повесили немцы за отказ сотрудничать, когда ему было 11 месяцев. Отец — военный летчик, бортмеханик бомбардировщика ТБ-3 — погиб в бою в 1942 году. У Николая — три сестры и брат, но судьба их разлучила. Встретились спустя 30 лет и поняли, что совсем чужие люди. Эта тема отражена в ленте. Сам будущий режиссер сначала попал в детский дом № 5 в Одессе. Потом как сына погибшего офицера его перевели в суворовское училище с углубленным изучением английского языка. В нем готовили будущих военных атташе, переводчиков. Но в середине 1950-х Хрущёв сократил армию. Как следствие — упразднили программу обучения, по которой Губенко мог стать, например, военным дипломатом. Поэтому следующий этап его жизни — ВГИК и работа в Театре на Таганке.

21 марта 1975-го на сценарно-редакционной коллегии «Мосфильма» рассматривали заявку режиссера на ленту. Мнения присутствовавших разделились. Одни говорили, что вместо ликования в связи с победой герой носит в себе ущербность. Других зацепила пронзительная исповедальная интонация, они смогли разглядеть в сценарии штрихи личных историй. В конечном итоге заявку приняли с условием внесения 26 правок. Просили убрать линию встречи героя с сестрой, и режиссер это сделал. А вот тему влюбленности Алеши Бартенева в учительницу отстоял. И главное, вопреки настояниям, не отказался от сцены мести Вальки Гандина немцам, где парень подрывает себя на мине.

Печаль в глазах

Дети 1970-х жили беззаботно, в их глазах редко отражалось пережитое горе. Губенко решил искать маленьких исполнителей в детских домах и интернатах для трудных подростков. Ему требовалась печать сиротства на лицах, смесь нежности и жестокости, трогательности и пережитого несчастья. Правда, воспитанник интерната Алексей Черствов уже снялся в «Пошехонской старине» и был утвержден раньше всех на роль юного Бартенева. Позже, когда лента ездила на фестивали, зарубежная пресса писала, что с начала и до конца он солирует в фильме, отодвигая на второй план исполнителей взрослых ролей. История жизни юного дарования печальна: снявшись еще в нескольких картинах, повзрослевший парень угодил на 8 лет в колонию, а после пристрастился к выпивке и погиб в 44 года.

Остальную детвору отыскали благодаря просмотру 13 тысяч ребят с непростыми судьбами. В одном из детских домов Губенко увидел девочку Зою Евсееву, ее глаза таили горе утраты. Он решил: если даже не найдет для нее роли, то напишет дополнительно. Именно она стала бывшим узником концлагеря Валькой Гандиным. Больше Зоя в кино не снималась, вышла замуж, стала портнихой.

YUozas Budrajtis

Юозас Будрайтис

Актеров среднего возраста Губенко подбирал, сверяя год рождения, чтобы в их судьбе было военное детство. Юозасу Будрайтису предложили предстать в образе взрослого Бартенева. Братьев, которых его персонаж пытался искать, сыграли Георгий Бурков и Александр Калягин.

ZHanna Bolotova

Жанна Болотова

В ролях преподавателей — соцветие советских актеров. Евгений Евстигнеев — сторож-истопник в интернате. Ролан Быков — военрук. Наша землячка Людмила Шагалова сыграла Нину Григорьевну, воспитательницу. Жена режиссера Жанна Болотова прекрасна и поэтична в роли Аллы Константиновны, учительницы биологии.

Друзья Губенко отказывались играть воспитателя Криворучко, который терроризировал сирот. И тогда режиссер сам взялся воплотить этот образ на экране. Криворучко ведь не одномерный вечно подтянутый франт. Он тоже опален войной, и все помнят, как самоуверенный тиран заперся и рыдал, осознав собственную неправоту. А может, просто пожалев себя.

Слезы капали

События, происходившие в интернате на улице, снимали в Переделкино под Москвой. Интерьерные сцены — в павильонах «Мосфильма». Несколько сцен из детства писателя — в Воронеже.

Оператор Александр Княжинский жалел, что согласился работать в этой картине. Ширина кадра в те годы была не такой большой, и собрать, выстроить каждую сцену с таким количеством подростков, из которых выплескивалась энергия через край, — задача сложная. Толпа, что называется, рассыпалась. Дубли приходилось повторять. Тем более что в отличие от обычных лент с детьми, где на площадке присутствуют родители, воздействующие на чад, в данном случае воспитателями были члены съемочной группы. Резко одергивать сирот киношники не решались. Ставили на место ласковым словом. А это не всегда эффективно.

В конечном итоге фильм завораживает. Посмотрев однажды, никогда не забудешь. Вероятно, те же чувства испытали и звезды мирового кино, пришедшие на показ ленты в Каннах в 1977-м. Скептически настроенные дамы с шикарным макияжем в финале утирали платками потекшую от слез французскую тушь. То же происходило на фестивалях в Чикаго, Тегеране, Сантарене.

999Незримо присутствовал в картине еще один персонаж — друг режиссера Геннадий Шпаликов. Также сын погибшего фронтовика. Поэт покончил с собой накануне съемок. В финале за кадром звучат его строчки, отражающие мелодику фильма: «По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне… А не то рвану по следу — кто меня вернет? И на валенках уеду в сорок пятый год. В сорок пятом угадаю там, где — боже мой! — будет мама молодая и отец живой».

Еще материалы рубрики:

Актер Семен Морозов подрался с режиссером Роланом Быковым. Что происходило на съемках фильма «Семь нянек»

Почему авторов ленты «Женитьба Бальзаминова» обвинили в пропаганде мужеложства

Леонид Куравлев и Савелий Крамаров едва не погибли в аварии на съемках фильма «Афоня»

Первый фильм Владимира Меньшова «Розыгрыш» стал трамплином для многих нынешних звезд и поразил откровенностью

Татьяна Васильева довела режиссера до инфаркта. Что происходило на съемках «Самой обаятельной и привлекательной»

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Сборник мистических рассказов о Минске представили в столице

Презентация сборника мистических рассказов о столице «(Не)чистый Минск» прошла в Государственном литературно-мемориальном музее Якуба Коласа 23 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на телеканал ОНТ.

Сборник, подготовленный сообществом белорусских фантастов «Шуфлядка писателя», включает полтора десятка рассказов 15 авторов. Этому предшествовал конкурс мистических произведений. Из более чем ста присланных отобрали запланированное для книги количество.

Вошедшие в нее истории разворачиваются в минских локациях, включая башни на Привокзальной площади, набережную реки Свислочь, универсам «Центральный». Читателю предлагают взглянуть на столицу по-новому, заселяя чистый, уютный и современный город, каким его знают, некоторыми знакомыми по белорусской мифологии персонажами.

Не исключено, что героем будущих рассказов станет и дом, где жил и творил Я. Колас. Здесь проходит самая таинственна ночная квест-экскурсия в столице «Музей навобмацак».

Республиканская неделя технического творчества стартует в Минске 25 ноября

Республиканская неделя технического творчества «Юность. Интеллект. Будущее» пройдет с 25 ноября по 1 декабря в Национальном детском технопарке, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на учреждение образования.

obrazovanie naczionalnyj detskij tehnopark pozhoga 38 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

Участников ждут увлекательные открытые лектории с ведущими специалистами из разных сфер технического творчества. Мастер-классы по электронике, прототипированию, робототехнике, авиамоделированию, созданию медиаконтента позволят приобрести уникальные навыки и знания.

Событие направлено на популяризацию и развитие технического творчества среди детей и молодежи, выявление и поддержку талантливых учащихся, их привлечение к конструкторско-технической и научно-исследовательской деятельности, на интеграцию образования, науки и производства в единое целое.

Неделя технического творчества также нацелена на совершенствование навыков использования современных мультимедийных, компьютерных технологий, создание условий для обучения основам проектной деятельности, обмен опытом (между учащимися, педагогами) для дальнейшего повышения уровня проектной деятельности, развития и сохранения научного потенциала детей и молодежи.