«Подранки». Рассказываем о фильме, который заставил рыдать зрителей во всем мире
Этот фильм заставил рыдать зрителей во всем мире. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Писатель Алексей Бартенев в годы войны потерял родителей. Спустя какое-то время он пытается разыскать братьев. Один из них в тюрьме, другой вполне благополучен, так как его усыновил партийный функционер. Параллельно Алексей вспоминает о жизни в послевоенном детдоме, где было много счастливого и трагического.
Личная история
Для режиссера и автора сценария фильма Николая Губенко история, рассказанная им на экране, автобиографическая. Все персонажи, начиная от мальчишек и заканчивая педагогами, давно сохранялись в его воображении и памяти, оставалось лишь перенести на бумагу. Он родился в одесских катакомбах в августе 1941-го во время бомбежки. Мать повесили немцы за отказ сотрудничать, когда ему было 11 месяцев. Отец — военный летчик, бортмеханик бомбардировщика ТБ-3 — погиб в бою в 1942 году. У Николая — три сестры и брат, но судьба их разлучила. Встретились спустя 30 лет и поняли, что совсем чужие люди. Эта тема отражена в ленте. Сам будущий режиссер сначала попал в детский дом № 5 в Одессе. Потом как сына погибшего офицера его перевели в суворовское училище с углубленным изучением английского языка. В нем готовили будущих военных атташе, переводчиков. Но в середине 1950-х Хрущёв сократил армию. Как следствие — упразднили программу обучения, по которой Губенко мог стать, например, военным дипломатом. Поэтому следующий этап его жизни — ВГИК и работа в Театре на Таганке.
21 марта 1975-го на сценарно-редакционной коллегии «Мосфильма» рассматривали заявку режиссера на ленту. Мнения присутствовавших разделились. Одни говорили, что вместо ликования в связи с победой герой носит в себе ущербность. Других зацепила пронзительная исповедальная интонация, они смогли разглядеть в сценарии штрихи личных историй. В конечном итоге заявку приняли с условием внесения 26 правок. Просили убрать линию встречи героя с сестрой, и режиссер это сделал. А вот тему влюбленности Алеши Бартенева в учительницу отстоял. И главное, вопреки настояниям, не отказался от сцены мести Вальки Гандина немцам, где парень подрывает себя на мине.
Печаль в глазах
Дети 1970-х жили беззаботно, в их глазах редко отражалось пережитое горе. Губенко решил искать маленьких исполнителей в детских домах и интернатах для трудных подростков. Ему требовалась печать сиротства на лицах, смесь нежности и жестокости, трогательности и пережитого несчастья. Правда, воспитанник интерната Алексей Черствов уже снялся в «Пошехонской старине» и был утвержден раньше всех на роль юного Бартенева. Позже, когда лента ездила на фестивали, зарубежная пресса писала, что с начала и до конца он солирует в фильме, отодвигая на второй план исполнителей взрослых ролей. История жизни юного дарования печальна: снявшись еще в нескольких картинах, повзрослевший парень угодил на 8 лет в колонию, а после пристрастился к выпивке и погиб в 44 года.
Остальную детвору отыскали благодаря просмотру 13 тысяч ребят с непростыми судьбами. В одном из детских домов Губенко увидел девочку Зою Евсееву, ее глаза таили горе утраты. Он решил: если даже не найдет для нее роли, то напишет дополнительно. Именно она стала бывшим узником концлагеря Валькой Гандиным. Больше Зоя в кино не снималась, вышла замуж, стала портнихой.
Актеров среднего возраста Губенко подбирал, сверяя год рождения, чтобы в их судьбе было военное детство. Юозасу Будрайтису предложили предстать в образе взрослого Бартенева. Братьев, которых его персонаж пытался искать, сыграли Георгий Бурков и Александр Калягин.
В ролях преподавателей — соцветие советских актеров. Евгений Евстигнеев — сторож-истопник в интернате. Ролан Быков — военрук. Наша землячка Людмила Шагалова сыграла Нину Григорьевну, воспитательницу. Жена режиссера Жанна Болотова прекрасна и поэтична в роли Аллы Константиновны, учительницы биологии.
Друзья Губенко отказывались играть воспитателя Криворучко, который терроризировал сирот. И тогда режиссер сам взялся воплотить этот образ на экране. Криворучко ведь не одномерный вечно подтянутый франт. Он тоже опален войной, и все помнят, как самоуверенный тиран заперся и рыдал, осознав собственную неправоту. А может, просто пожалев себя.
Слезы капали
События, происходившие в интернате на улице, снимали в Переделкино под Москвой. Интерьерные сцены — в павильонах «Мосфильма». Несколько сцен из детства писателя — в Воронеже.
Оператор Александр Княжинский жалел, что согласился работать в этой картине. Ширина кадра в те годы была не такой большой, и собрать, выстроить каждую сцену с таким количеством подростков, из которых выплескивалась энергия через край, — задача сложная. Толпа, что называется, рассыпалась. Дубли приходилось повторять. Тем более что в отличие от обычных лент с детьми, где на площадке присутствуют родители, воздействующие на чад, в данном случае воспитателями были члены съемочной группы. Резко одергивать сирот киношники не решались. Ставили на место ласковым словом. А это не всегда эффективно.
В конечном итоге фильм завораживает. Посмотрев однажды, никогда не забудешь. Вероятно, те же чувства испытали и звезды мирового кино, пришедшие на показ ленты в Каннах в 1977-м. Скептически настроенные дамы с шикарным макияжем в финале утирали платками потекшую от слез французскую тушь. То же происходило на фестивалях в Чикаго, Тегеране, Сантарене.
Незримо присутствовал в картине еще один персонаж — друг режиссера Геннадий Шпаликов. Также сын погибшего фронтовика. Поэт покончил с собой накануне съемок. В финале за кадром звучат его строчки, отражающие мелодику фильма: «По несчастью или к счастью, истина проста: никогда не возвращайся в прежние места. Даже если пепелище выглядит вполне, не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне… А не то рвану по следу — кто меня вернет? И на валенках уеду в сорок пятый год. В сорок пятом угадаю там, где — боже мой! — будет мама молодая и отец живой».
Еще материалы рубрики:
Почему авторов ленты «Женитьба Бальзаминова» обвинили в пропаганде мужеложства
Леонид Куравлев и Савелий Крамаров едва не погибли в аварии на съемках фильма «Афоня»