Праздник к нам приходит: музей-фабрика елочных игрушек открылся в Минске

Готовь Новый год в октябре. Так рассудили организаторы музея-фабрики елочных игрушек в ТРЦ Galleria Minsk. И распахнули двери в главный зимний праздник 10 октября, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Экспозиция встречает ароматом мандаринов, пушистыми еловыми лапами и сотнями новогодних украшений из фарфора и кости, стекла и дерева, шерсти ламы и даже… бананового листа. Буйство фактур и красок организатор выставки коллекционер Андрей Бегун объясняет лаконично: география собрания насчитывает 52 страны.

Кто-то везет из путешествий магниты на холодильник, а я — игрушки на елку, — говорит А. Бегун. — Тут больше тысячи предметов. Как деревянные и соломенные экспонаты из Африки, так и старая добрая классика чешских, немецких и польских мастеров.

На все это многообразие в одной из многочисленных фотозон выставки косит глазом олень. Когда-то он бодро гарцевал по лесу, а сейчас застыл, запряженный в резные сани. И, кажется, спина рогатой лесной животинки будет пользоваться большим успехом, нежели приземленные салазки.

Пока же ажиотаж царит в зоне мастер-классов. Двойное название — музей-фабрика — не для красного словца: здесь работает филиал настоящего производства новогодних игрушек. Фабрика «Грай» — пока единственная в Беларуси мануфактура такого толка. Специально для въедливых историков уточняем: единственная в суверенной — существовавший до этого завод елочных игрушек закрылся с распадом СССР.

— В производстве занято порядка 40 сотрудников, — рассказывает Андрей Бегун — он же директор «Грай». — Художники работают в техниках холодного фарфора, фьюзинга, барельефного узора. А еще изготавливают Дедов Морозов в стиле ретро.

Каждый из перечисленных способов создания новогодней игрушки можно увидеть на выставке.

Перед мастером Александром разложены несколько листов стекла: одни прозрачные, другие матовые. Художник с помощью стеклореза и кусачек ловко собирает фантазийные елочные украшения. Нарезка и склейка деталей занимает минут 15. А вот обжиг длится, в среднем, сутки: в специальной печи, при температуре до 900 градусов. Это и есть фьюзинг.

Менее затратный по времени способ — нанесение барельефного узора. В руках у художницы Елены прозрачный шар-заготовка и специальный пластик. Главный плюс последнего — быстро застывает. Взяли рельефную форму, заложили нужные цвета, перевернули — получите упитанного красногрудого снегиря. Оперативно перенесли птичку на поверхность шара и оставили отдыхать минут на 20. Завершающий этап — роспись красками-блестками.

Справа к снегирям присматриваются складчатые мопсы из гипса.

Гипс и воду смешиваем в пропорции 1:2, заливаем в особую форму и взбалтываем, — комментирует художница Наталья, как заправский бариста, потряхивая будущую игрушку.

Взбалтывать коктейль из гипса нужно в течение трех минут. Причем не хаотично и бездумно, а определенным образом: чтобы в статуэтке образовалась полость. После фигурке дают минут 20, чтоб застыла, вынимают и — в строю мопсов прибыло. Правда, новобранцу еще предстоит покраска.

А вот выдувать стеклянные елочные украшения тут не будут: не положено по технике безопасности. Но эффектный процесс транслируют мониторы. Известный факт: можно бесконечно смотреть на огонь, воду и то, как другие работают. Неудивительно, что труд стеклодува так привлекает внимание. Обычные стеклянные трубки раскаляются, закручиваются и выдуваются в привычные круглобокие игрушки. Затем отправляются на роспись. Вот в этом этапе может принять участие каждый посетитель выставки: заготовки, краски, кисти и элементы декора предоставят. Времени у минчан и гостей столицы предостаточно — музей-фабрика открыта до 15 января 2018-го.

Фото Павла Русака

Самое читаемое

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Войти с помощью: 
Please enter your comment!
Please enter your name here