«Приступить к ликвидации». Почему Георгий Юматов едва не сорвал съемки фильма после поездки в Вену
Автор сценария ленты «Приступить к ликвидации» в поиске материалов ездил с работниками МУРа на задержание преступников. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Весной 1945 года в лесах Гродненщины на местное население наводит ужас банда Болеслава Крука, в прошлом он был пособником фашистов. В это же время в Москве оперативники обнаруживают труп некоего Судина. Выясняется, что убит рецидивист по кличке Морденок. Расследуя обстоятельства его гибели, полковник Данилов находит связь между Судиным, Круком и бывшим военным летчиком Чистяковым, который дезертировал с фронта и стал подручным бандитов. Чистяков раскаивается, желает искупить вину. Дает согласие на участие в операции по ликвидации банды.
Испробовал на себе
Писатель Эдуард Хруцкий родился в 1933-м в Москве в семье военного разведчика. Поступил в Ленинградское военно-инженерное училище, но был отчислен после самоубийства отца во время ареста. Суд над убившим себя разведчиком состоялся. Когда папу реабилитировали, Эдуард восстановился в вузе, окончил его. Но литературный талант привел его не в армию, а в московские издания, где он стал редактором военно-приключенческих приложений к советским журналам. На заре своего творчества писатель столкнулся с тотальным запретом на любую информацию о работе оперативных сотрудников в годы войны и после. Даже в подшивке военных лет милицейской газеты «На боевом посту» не нашел ни слова о ликвидации банд в лесах. Публиковали только отчеты о профсоюзных собраниях, заметки о детских утренниках для детей сотрудников, объявления о сборе вещей для помощи фронту. Писатель не скрывал, что ему повезло. Его дядя работал в МУРе. Автору благодаря этому удавалось добывать фактуру и подробности для своих книг. Причем законным способом. Его ввели в состав оперативной группы. Он ездил на задержание преступников. Там познакомился с руководителем одного из отделов полковником Игорем Скориным, ликвидировавшим знаменитую банду Митина, ту самую «Черную кошку», о которой живописали братья Вайнеры. Скорин стал прототипом Ивана Данилова, главного героя многих повестей Хруцкого. Правда, первые публикации возбраняли цензоры. Запреты на издание произведений с подробностями настоящих уголовных дел отчасти сняли после назначения министром МВД Николая Щелокова в 1966 году. Он решил популяризировать службу с помощью литературы и кино. Тогда автор опубликовал роман «Четвертый эшелон», включающий семь повестей. Одна из них — «Приступить к ликвидации» — легла в основу фильма. Произведения писателя экранизировали не раз — как в советское время, так и в современной России. Названия картин на слуху: «По данным уголовного розыска» (1979), «Последняя осень» (1990), «На углу, у Патриарших» (2001–2004). В 2012-м вышел 20-серийный фильм «МУР» по его книгам.
Благодаря снятию части запретов удачно сложилась творческая судьба еще одного автора ленты — режиссера Бориса Григорьева. К моменту съемок «Приступить к ликвидации» на его счету были такие картины, как «Огарева, 6», «Петровка, 38». Подробности работы правоохранительных органов он знал не понаслышке. Общался с многочисленными консультантами, изучал литературу, кинохронику. Григорьев погружался в материал.
Сумма не меняется
У каждого режиссера имеется группа актеров, с которыми есть взаимопонимание. Если в ленте «Петровка, 38» герой Василия Ланового ловил персонажа Михаила Жигалова, то в этой картине они поменялись ролями. Жигалов сыграл капитана милиции Михаила Никитина, а Лановой — преступника Чистякова-Алтунина. Еще один актер из прежних детективов режиссера Григорьева — Георгий Юматов. Там он следователь. Тут — начальник Главного управления борьбы с бандитизмом Серебровский. Повысили!
Воплотить образ Ивана Данилова, начальника отдела по борьбе с бандитизмом, доверили легенде советского кино Олегу Стриженову. Поскольку прототип был жив, выбирали актера не только по сходству темперамента, но и по внешности.
В ролях второго плана и эпизодах целая россыпь исполнителей, ставших звездами в те годы или вознесшихся на киноолимп позже. Будущий Мастер из «Мастера и Маргариты» Александр Галибин исполнил роль уголовника Бурковского по кличке Кузыма. Александр Филиппенко предстал в образе вора в законе Блинова. Отрицательные персонажи у актера получаются особенно хорошо. Накануне милицейской ленты он исполнил роль Кощея в фильме «Там, на неведомых дорожках…» (1982). Перевоплотиться после этого в преступного авторитета было несложно! Александр Пашутин сыграл начальника отделения милиции. Маленький эпизод, но яркий. Сложилась целая палитра талантливых актерских работ.
Загадочный бар
Съемки проходили в местах реальных событий, в Гродно и окрестностях. Борис Григорьев — представитель старой режиссерской школы. Сцены прорабатывались тщательно, устраивались репетиции, особое внимание уделялось деталям реквизита.
О. Стриженов относился к своей роли ревностно и, как говорили коллеги, тянул одеяло на себя. Например, в картине есть сцена в бильярдной, где персонаж Жигалова в случае неповиновения героя Ланового обязан его устранить. Стриженов решил, что в этом важном эпизоде должен играть не Жигалов, а он сам. То есть полковник, а не капитан убивает преступника. Он хотел, чтобы его персонаж находился в центре всех сцен, где есть героика. Даже уговорил на это автора сценария и режиссера. Но потом актера свалил грипп, сцену в бильярдной отсняли без него.
Необычным образом сорвал съемки Георгий Юматов. М. Жигалов рассказывал: «Георгий Александрович — фронтовик. В фильме есть кадры, где его персонаж приходит в кителе с медалями и орденами. Юматов надел собственные награды. В числе других городов он освобождал Вену. Не знаю, как сейчас, но тогда в Вене был памятник советским воинам. Раз в год в начале апреля воины-участники могли приезжать в столицу Австрии за счет бюджета города. Такой бонус ветеранам. Съемочный период пришелся и на этот весенний месяц. Режиссер отпустил Юматова в загранпоездку. Возле гостиницы в Вене находился бар, куда три дня подряд актер ходил по вечерам пропустить кружечку пива. Обстановка там была благостная, посетители приветствовали его, относились уважительно, с родственной теплотой. На четвертый день в Вену прилетела его супруга Муза Крепкогорская, и он решил показать ей это прекрасное заведение. Но когда они вошли, всё вдруг переменилось. На них смотрели с ненавистью, хамили. Георгий Александрович не мог понять, в чем дело, им пришлось покинуть бар. Оставшиеся дни он гадал, в чем провинился перед австрийцами, ранее уважавшими его. Может, антисоветчики навели на него напраслину… Всё оказалось проще. Это гей-бар! Естественно, приходить туда с женщинами не принято. Юматова так поразила эта история, что, вернувшись в Гродно на съемки, он запил и сорвал съемочный график. Благо рядом находилась супруга, она помогла ему выйти из запоя. Красивый и обаятельный мужик, но вот так близко к сердцу воспринял европейский либерализм!»
Двухсерийная картина вышла в прокат в 1983-м, имела большой успех у зрителей. Попала в золотой фонд советских детективных фильмов.
Еще материалы рубрики:
«Набрали высоту, и вдруг самолет стал резко падать». Что происходило на съемках фильма «Старшина»
Снимая фильм «Соломенная шляпка», режиссер балагурил, думая, что делает однодневку
С «Чучелом» к Андропову. На что пришлось пойти Ролану Быкову, добиваясь проката своего фильма
«Усатый нянь». После выхода на экраны этого фильма актера Сергея Проханова встречали, как космонавта
Почему Елену Проклову во время съемок фильма «Звонят, откройте дверь» довели до слез
Смотрите также: