Психолог Михаил Лабковский: уроки с детьми делать не нужно

Михаил Лабковский — специалист с 30-летним стажем, практик, теле- и радиоведущий, эксперт в семейной психологии — рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости», почему не нужно делать с детьми уроки и когда можно опаздывать в школу.

— Почему дети не хотят делать уроки? Можно ли как-то мотивировать к учебе?

— Возможно, они перегружены информацией, давлением со стороны взрослых. Не нужно заставлять их учиться, посещать кружки и секции. Неправильно мастерить с ними по ночам гербарии на завтрашний урок труда. Уже с первого класса приучайте ребенка отвечать за свои поступки, отметки. Школа — это его забота, не ваша. Если он научится брать ответственность на себя с детства, тогда у него будет все в порядке и с учебой. Вы можете помочь сыну или дочери делать уроки, но если они вас сами об этом попросили.

— Возьмем начальную школу: учителя требуют от родителей, чтобы те делали с детьми уроки.

— Я бы не стал спорить с педагогами — себе дороже выйдет. Соглашайтесь с их доводами и занимайтесь дальше своими делами. Когда вашего ребенка взяли в первый класс, то было ясно по определению — с ним все нормально в плане психического здоровья. А значит, уроки он в силах сделать сам.

— Как научить ребенка делать выбор?

— Нужно с детства давать возможность принимать решение и выбирать, а не ставить перед фактом. Например, интересоваться, что он будет есть на завтрак, а в магазине разрешать выбирать вещи, которые ему нравятся.

— Сейчас много говорят об инфантилизации молодежи. Как воспитать в сыне или дочери ответственность?

— Дать свободу. Если ваше чадо ни за что не отвечает, вы ему не доверяете, оно никогда не научится нести ответственность. Разрешите самостоятельно решать, например, когда гулять, а когда делать уроки. Только тогда ваш ребенок сможет научиться принимать решение самостоятельно в будущем.

— То есть, если первоклассник говорит: я буду делать уроки утром, перед школой, нужно относиться к этому спокойно?

— Это не ваша проблема. Вы отвечаете только за детское здоровье. Вы не должны разрешать делать уроки ночью, он должен спать 8-9 часов в сутки, он не должен сидеть в Интернете больше полутора часов в день. А все, что внутри этого процесса, пусть сам выбирает и контролирует.

— По поводу утренних сборов в школу — нередко дети копошатся, опаздывают, а учителя потом выговаривают родителям. Следуя Вашей теории, нужно разрешить прийти к половине первого урока?

Совершенно верно. Знакомый продюсер признался: двоих маленьких дочек (7 и 6 лет) не могли приучить к ответственности. Стали воспитывать по моей методике. Теперь старшая встает утром и будит младшую, умывает, одевает, кормит ее завтраком, а после они вместе приходят к родителям и говорят: «Мы готовы». Здесь важно, чтобы проблема, например с тем же опозданием, стала проблемой вашего ребенка. Не вашей. Почему это будет работать? Ребенок не хочет быть последним в классе, чтобы над ним смеялись одноклассники. Разрешив ему пройти свой собственный путь ошибок, вы можете получить неожиданный результат: он захочет приходить первым в класс.

— Что делать родителям, чтобы ребенок смог реализовать себя в жизни?

— Об этом нужно думать, когда он только родился, а не в школу уже пошел. Сын или дочь реализуют себя, если вы уважаете их с детства, даете право выбора, считаетесь с их мнением. Тогда в 17 лет они будут знать, какие у них интересы и что они хотят получить от жизни. Когда вы их прессинговали все 17 лет, а потом задумались об их реализации… Уже поздно что-то менять. Если ребенок ничего не хочет, то оставьте его в покое, дайте ему быть собой. Есть такой синдром «выученной беспомощности», когда человек уже ничего не хочет, его ничего не интересует…

Михаил Лабковский  14 мая посетит Минск. Встреча на тему «Все о самооценки и любви к себе» пройдет в формате открытой консультации, все желающие смогут задать специалисту вопросы.

Самое читаемое