Репертуар театра им. М. Горького пополнила постановка еще одной пьесы Михаила Булгакова

Репертуар театра им. М. Горького пополнила постановка российского режиссера Павла Пронина по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира». Следующий ее показ состоится через месяц — 13 декабря, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Восемь лет назад нынешний худрук Национального академического драматического театра имени М. Горького, а тогда просто главный режиссер Сергей Ковальчик поставил трагикомедию Михаила Булгакова «Бег» — спектакль, который он выносил, выпестовал, вынянчил, психологичный, подробный, где-то словно заторможенный, где-то гротескный. «Бег» Сергея Ковальчика по сей день украшает театральную афишу.

В начале ноября в ней появилась еще одна булгаковская пьеса. Это «Зойкина квартира» — самое первое из драматических сочинений Михаила Булгакова. Премьера «Зойкиной квартиры» прошла в Москве в 1926 году. Скандальную пьесу при советской власти то ставили, то запрещали. Дело дошло до Политбюро ЦК ВКП(б). В его протоколах 1928 года написано: «Ввиду того что «Зойкина квартира» является основным источником существования для театра Вахтангова, разрешить временно снять запрет на ее постановку». Стоят подписи Сталина, Бухарина и Косиора. Ну, Сталин вообще был большим поклонником таланта Михаила Афанасьевича…

Эта присказка к тому, что Булгаков оказался драматургом на все времена. И не только драматургом: на сцене минского Театра-студии киноактера можно иногда увидеть вольное переложение режиссером Олегом Киреевым его романа «Мастер и Маргарита».

«Зойкину квартиру» в горьковском театре поставил молодой российский режиссер Павел Пронин. Он окончил соответствующий курс в ГИТИСе, учился у нашего земляка-минчанина — знаменитого театрального режиссера и педагога, профессора Леонида Хейфеца.

Павел Пронин обошелся с булгаковской пьесой очень лихо, влив новое вино в старые мехи. Азарт, темп, буйство актерских красок, рискованные, на грани фола, мизансцены… Общего впечатления не портит даже явно затянутая Булгаковым экспозиция.

Сцена, и та у Пронина встала на дыбы: угол ее наклона явно больше 10 градусов. Ума не приложу, как держатся декорации и как по наклонной ходят актеры. Зато у меня как зрителя создается ощущение полного присутствия в квартире.

Спектакль длится около трех часов, и все время эта квартира — перед глазами. В ней — похоть, пошлость, слезы, брызги шампанского, танцы-шманцы, нервные припадки, налеты то ли босяков, то ли представителей власти… Короче, жизнь кипит. 35-летняя московская вдова Зоя Пельц выживает как может. Она открыла в своей квартире салон мод, он же бордель, куда днем ходят дамы за нарядами, а вечером — мужчины за плотскими удовольствиями.

Зойкина квартира — вполне себе уютный символ двойной морали. С одной стороны — все пристойно, с другой — все развратно. Павел Пронин создал галерею пороков в ярких образах. Александр Аметистов — явная предтеча Остапа Бендера и всех остальных прохиндеев «в рамках закона». Солидная персона, вальяжный Гусь-Ремонтный как будто только что вышел из «Лексуса». Хозяйка квартиры Зоя Пельц — типичная бизнес-вумен… Актеры Оксана Лесная, Иван Мацкевич, Владимир Глотов, Сергей Юревич, Вероника Пляшкевич и другие исполнители выполнили заказ режиссера — лишить своих персонажей временной принадлежности.

Люди из прошлого оказались людьми из настоящего. Именно в этом победа молодого режиссера, а не в том, что он создал театральный хит. «Нехорошие квартиры» у нас еще имеются. Увы, увы…

Сам автор назвал «Зойкину квартиру» трагическим фарсом, иначе говоря трагикомедией. Как трагикомедию трактуют в Горьковском театре и булгаковский «Бег». Однако какие разные спектакли в одном жанре получились у Сергея Ковальчика и Павла Пронина!

И по этому поводу есть несколько больших «но».

Гротескного блеска, карикатурного яда в спектакле «Зойкина квартира» так много, что комикование превалирует. «Упившись и умывшись» брызгами шампанского, мы пропускаем мимо сознания, что внешне обаятельная Зоя Пельц — хищная, расчетливая манипуляторша, которая пользуется безвыходным положением Аллы Вадимовны и заставляет ее заниматься проституцией. Что недотепистые и как бы дурашливые китайцы на самом деле фигуры из кошмаров, безжалостные торговцы наркотиками, иноземцы с трагическими судьбами. Смеясь, не видим, как гадки и мерзки «сердечные страдания» сорящего народными деньгами Гуся-Ремонтного…

За масками плохо различимы лица. И это делает хороший спектакль плоским, одномерным. Хотя и с уклоном в сторону зрителя…

Следующий показ «Зойкиной квартиры» состоится ровно через месяц — 13 декабря. Советую посмотреть. Сверим впечатления?

Фото с сайта http://www.rustheatre.by

 

Самое читаемое