Шесть вечеров для балетоманов — Большой представляет хореографические премьеры

Танцовщики делают людей счастливее, потому что абсолютно искренне обнажают все эмоции и разрушают панцири, сковывающие наши души.

В мире все зарифмовано и равновесно. Например, в Большом театре Беларуси зимний оперный форум созвучен с летним балетным фестивалем. Опера и балет находятся в паритетных отношениях и собирают арт-звезд из самых разных стран, превращая Минск в оперную и балетную мировую столицу. Международный фестиваль «Балетное лето в Большом» пройдет в Минске уже в третий раз. Балетоманов ждут шесть потрясающе красивых вечеров. По традиции Большой покажет свои хореографические премьеры.

«Любовь и смерть» 11.06 и 12.06

Восточная легенда. История любви мужчины и женщины, которых разлучает война. Они встречаются в плену, и мужчина жертвует жизнью, чтобы жила любимая. Сюжет был найден певцом, композитором, профессором, Чрезвычайным и Полномочным Послом Азербайджанской Республики в России Поладом Бюльбюль оглы в тысячелетней древнетюркской мифологии. На пуанты ее поставила молодой белорусский хореограф Ольга Костель. Она обволокла восточные страсти метафорами, аллегориями, мистикой. Стихия Любви и стихия Смерти получили на сцене конкретное воплощение, что само по себе уже интересно.

Это премьера под занавес сезона. Маэстро Эйюб Кулиев из Азербайджана встанет за дирижерский пульт. Из зала за балетом будет наблюдать научный консультант — доктор искусствоведения, профессор Улькяр Алиева. Ожидается присутствие автора — народного артиста Азербайджана Полада Бюльбюль оглы.

Дополнительная информация

Постановка балета Полада Бюльбюль оглы «Любовь и смерть» стала еще одной страницей и в истории культурных связей между Беларусью и Азербайджаном, и в истории театра, в репертуаре которого уже есть признанный шедевр азербайджанского музыкального искусства — балет Кара Караева «Семь красавиц».

«Маленький принц» 14.06

№ 2 Маленький принц

— Очень удачная постановка, — такой комментарий дала Лариса Глебова, вдова народного артиста СССР и Беларуси композитора Евгения Глебова; она выступила соавтором редакции либретто. — Я видела почти все предыдущие постановки этого балета в 1980-х и 1990-х годах. Нынешнее прочтение произведения — самое лучшее. Причем это первая постановка глебовского «Маленького принца» в Беларуси! Внимательный зритель поймет, почему мы с Александрой Тихомировой внесли изменения в либретто и появились музыкальные перестановки. Спасибо за помощь ученику Евгения Глебова композитору Дмитрию Долгалеву. Время изменилось, мир сейчас балансирует на грани добра и зла. Как знать, быть может, наш «Маленький принц» станет той каплей, благодаря которой перевесит чаша добра. Обычно зритель ждет, когда прозвучит мировой хит «Адажио Розы». Но хореография Александры Тихомировой завораживает настолько, что адажио «наступает» внезапно. То, что Маленький принц живет в каждом из нас, подчеркнул своими видеопроекциями художник-постановщик — народный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев. Сцена дышит!

Екатерина Борченко15.06

№ 3 Борченко в лебедином

Для примы Михайловского театра заслуженной артистки России Екатерины Борченко Минск — свой город. Мы хорошо помним: в 2003–2007 годах она была солисткой Большого театра оперы и балета Беларуси, за пять лет перетанцевала Китри, Эсмеральду, Зарему, Джульетту, Кармен, Тальони… Вернулась в родной Санкт-Петербург. И теперь время от времени возвращается в почти родной Минск.

Год назад Екатерина Борченко показала в нашем «Балетном лете» свой рисунок Жизели. Сейчас предстанет коварной Одиллией и трепетной Одеттой в балете Чайковского «Лебединое озеро». На Борченко нужно идти непременно, правда… Билеты на этот спектакль давно проданы. Балерина невероятно грациозная, чувственная, с безупречной техникой. Одним словом, дива. Что касается самой постановки, то в спектакле использована хореография Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского, Юрия Трояна и Александры Тихомировой (3-е действие).

«Шесть танцев», «Маленькая смерть» и фрагмент «Баядерки» 16.06

№ 4 Маленькая смерть

Три удовольствия сразу. Балеты недлинные и прос­то фантастические. Картина из «Баядерки» Минкуса не вполне вписывается в этот вечер, хотя по-своему это тоже шедевр. А два первых одноактных балета придумал хореограф, так и хочется написать — гений. Имя ему Иржи Килиан.

Премьера балета «Шесть танцев» на музыку Моцарта состоялась три года назад. В нынешнем сезоне театр осуществил постановку еще и «Маленькой смерти». Вновь Моцарт, и вновь хореографическое чудо. Когда Иржи Килиан слышит музыку, он уже видит движение. Так сказал о феноменальной музыкальности балетмейстера Рудольф Нуриев. «Шесть танцев» — это юмор, гротеск и абсурд. «Маленькая смерть» — поэтическое описание экстаза полового акта. Оба балета стильные. Нет ни единого лишнего не то что жеста — даже взгляда из-под ресниц.

То, что Иржи Килиан, чьи балеты идут по всей Европе и США, доверился белорусскому театру, говорит о силе и театра, и балетмейстера. Артисты, занятые в обеих постановках, рыдали и молились. Рыдали (молча) от перенагрузок. Молились, чтобы их не убрали из этих проектов. Но зритель об этом даже не догадается. Один из принципов хореографа — отсутствие на сцене видимых физических усилий.

Самое читаемое