«Штурман» в действии, или Как каждый из нас может помочь незрячим

Корреспондент агентства «Минск-Новости» попробовала себя в качестве помощника-штурмана для незрячего. 

Незрячий человек получает сегодня все больше возможностей, чтобы проводить жизнь активно. Одна из них — новое мобильное приложение «Штурман», созданное отечественными разработчиками целенаправленно для нужд людей с инвалидностью по зрению. Проект социальный, так что пользоваться «Штурманом» и предоставленным к нему сотовыми операторами интернет-трафиком можно бесплатно. Работает схема довольно просто. Для незрячих людей и их помощников-штурманов все начинается с регистрации и бесплатного скачивания на смартфон мобильного приложения. После этого лишившийся зрения человек в любой момент по мобильному телефону может обратиться за виртуальной помощью.

Благодаря видеокамере смартфона ответивший на звонок штурман в режиме реального времени видит картинку, недоступную его подопечному, и дает необходимые советы. То есть он работает его глазами. Может помочь пройти по городу, назвать номер подошедшего к остановке транспорта, озвучить ценники в магазине и многое другое.

— Сейчас в системе зарегистрированы около 600 человек, примерно одинаковое число незрячих и их штурманов, — рассказывает учредитель ООО «Лаборатория Инноваций», провайдера сервиса, Евгений Петрушин. — Подавляющее большинство — минчане, хотя пользуются услугой и жители других городов.

Проекту только полгода, так что результат достигнут неплохой, считает собеседник. Более активный рост числа пользователей сдерживает то, что не у всех незрячих есть смартфон, а мобильное приложение работает только на таком устройстве. Кроме того, для многих, кто никогда не выходил из дома без сопровождающего, решиться на такой шаг оказывается непросто. Даже с персональным, но все-таки виртуальным штурманом. Тем не менее абонентская база продолжает увеличиваться.

От глюкометра до мотоблока

Евгений Петрушин и сам зарегистрирован в проекте в качестве штурмана. Это не занимает много времени и вполне по силам любому. Когда в систему поступает звонок от инвалида по зрению, она автоматически переадресовывает его одновременно 10 штурманам, находящимся в режиме онлайн. Отвечает тот, кто не занят и может оказать помощь в данный момент.

Среди откликнувшихся на призыв стать глазами инвалидов по зрению — люди очень разные, отмечает собеседник. Большинство добровольных помощников учатся, работают, но занятость не является для них помехой добрым делам. Есть верующие, много молодежи. И, конечно, здесь очень ждут новых штурманов, ведь популярность услуги в среде незрячих и слабовидящих возрастает.

Люди просят помощи и в бытовых вопросах, — рассказывает Евгений. — В частности, снять показания счетчиков, понять, откуда пришло письмо, не просрочены ли продукты в холодильнике. Например, женщина с сахарным диабетом звонила с просьбой озвучить данные теста с ее глюкометра. Помогаем также с приемом лекарств, поскольку незрячий человек может перепутать похожие упаковки. У одного подопечного как-то был случай, когда он вместо аспирина чуть не принял аммиак. Хорошо, что вовремя среагировал. Больше так не рискует.

Самый необычный сеанс помощи в рамках проекта «Штурман» — вспахивание земли мотоблоком. Для истинного хозяина, как оказалось, отсутствие возможности видеть не повод отказаться от сельхозработ. Мужчина прикрепил смартфон к мотоблоку камерой вперед и нажал на газ, а штурман корректировал его движения: правее, левее, разворот…

К слову, «Штурман» может не только снимать видео, у него есть и дополнительные функции: делать фото, определять местоположение звонящего, включать подсветку. При необходимости система может работать в режиме «Любимый штурман», когда звонок о помощи поступает напрямую к родственникам или друзьям.

Помочь Марии

Смартфон Евгения находится в режиме онлайн, и мы сразу договорились: если поступит обращение за помощью, он делегирует его мне. Повезло — буквально через полчаса в трубке раздался приятный женский голос. Минчанка Мария Рудко попросила помочь ей дойти до второго этажа универмага «Беларусь», чтобы купить канцтовары.

На экране всплывает картинка, и я вижу: Мария стоит недалеко от эскалатора. Начинаем двигаться к нему, чтобы подняться этажом выше. Хорошо, что она заранее выяснила местонахождение отдела канцтоваров. Мне это сделать было бы непросто, никаких указателей камера не улавливает.

Второй этаж, выходим. Камера влево, камера вправо… Вот и нужный нам отдел. Благо над входом есть надпись большими буквами. Мария уточняет, что ей нужно купить несколько папок для хранения документов.

Проходим мимо полок с фломастерами, тетрадками… А вот и полка с папками. Подходящие запросу Марии — картонные на завязках — находим довольно быстро. Но рассмотреть приклеенный на них ценник оказывается непросто. Мелкие цифры на ярко-салатовом фоне никак не удается прочесть. Приходится прибегнуть к функции «фото». Увеличиваем… 92 копейки.

Ищем кассу. Впереди постоянно мелькают другие покупатели. Довольно оживленно, надо сказать, для утра буднего дня. Одна увлеченная покупательница так решительно идет навстречу Марии, явно не замечая ее трости, что я прошу подопечную сделать шаг вправо. Женщина проносится мимо, а мы благополучно подходим к кассе.

Никогда раньше не задумывалась, каково незрячему человеку находиться в очереди. Ведь он не видит передвижений впереди стоящих покупателей. Трость в таких случаях не применишь. Так что помощь штурмана более чем полезна.

Напоследок нас ждало еще одно испытание: везущий людей вниз эскалатор не работал, так что нужно было найти лестницу. Но мы и с этим справились. «Спасибо, дальше я сама», — сказала Мария на выходе из универмага. И согласилась на мое предложение встретиться вечером уже вживую и поделиться впечатлениями о «Штурмане».

Активно жить

Во время нашего виртуального сеанса я не видела Марию, и мне было интересно познакомиться с ней лично. Она оказалась молодой, современной девушкой с рюкзачком за плечами. Было приятно услышать, что, несмотря на полное отсутствие зрения с самого рождения, она ведет довольно активный образ жизни. Учится в минском филиале Российского государственного социального университета по специальности «Психология». Работает в детской музыкальной школе для детей с нарушением зрения, где преподает нотную систему Брайля. Становится понятно, что совместно купленные нами папки были нужны ей для рабочих документов.

Потеря зрения не самое худшее нарушение здоровья, — поделилась Мария Рудко своей жизненной философией. — Сложности, конечно, есть, но это не повод запираться в четырех стенах. Особенно сейчас, когда появляются новые мобильные приложения, облегчающие жизнь.

Девушка рассказала, что она активно пользуется мобильными приложениями для пространственного ориентирования на местности, считывания надписей, распознавания денежных купюр. И, конечно, с большим энтузиазмом восприняла появление «Штурмана». К его услугам прибегает примерно раз в неделю, например, если надо перейти через дорогу со светофором или срочно что-то купить.

Я хочу поблагодарить всех тех, кто отвечает на наши звонки и помогает в затруднительных ситуациях, — говорит Мария. — Это придает уверенности и открывает дополнительные возможности. А сделанное доброе дело всегда вернется к человеку чем-то очень хорошим.

Фото автора

Самое читаемое