«Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Фильм, из-за которого поссорились Владимир Высоцкий и Александр Митта
«Сказ про то, как царь Петр арапа женил» — лента, из-за которой поссорились актер Владимир Высоцкий и режиссер Александр Митта. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем фильм
Когда-то Петру I подарили привезенного из Африки мальчонку. Смышленый Ибрагим Ганнибал — арап, как тогда в России называли темнокожих людей, — жил при дворе воспитанником, изучал науки, а после прошел обучение во Франции. Там он успел стать участником парижских скандалов, после которых его выслали обратно в Россию. Вернувшись, он демонстрирует незаурядный талант инженера и влюбляется в дочь боярина Гаврилы Ртищева Наталью. Девушка относится к экзотическому незнакомцу с опаской и даже падает в обморок после его предложения выйти замуж. Но на этом браке настаивает и сам Петр I. Ибрагим не желает принуждать Наталью и отказывается от помощи царя, за что попадает в немилость.
Пока Ганнибал пытается устроить судьбу девушки, считая, что она любит юнца Михаила Говорова, Наталья успевает разглядеть в Ибрагиме благородство и красоту. Теперь ее сердце трепещет при упоминании о нем. Но как вернуть милость царя, прогневавшегося на всю ее семью и угрожающего Ртищевым высылкой?
Как в зеркале
Сценаристы Валерий Фрид и Юлий Дунский к середине 1970-х успели поработать с режиссером Александром Миттой. В 1969 г. на экраны вышла трагикомедия «Гори, гори, моя звезда». К его идее создать гротескную ленту с сатирическим посылом на основе неоконченного произведения Пушкина «Арап Петра Великого» литераторы отнеслись с некоторой опаской. Все же фактически Пушкин посвящал его своему прадеду, российскому военному инженеру, который действительно был выходцем из Абиссинии или Камеруна, сыном чернокожего африканского князя. Петр I стал его крестным отцом и вырастил сподвижника своих реформационных намерений, неспособного на предательство и отступничество даже в решении личных вопросов. Митта хотел, чтобы Ибрагим показал норов царю, что не совсем исторически точно. Правда, Пушкин не только вкладывал в литературный образ черты прадеда, но и, по воспоминаниям современников, наделил его собственными личными качествами. Это возлагало на сценаристов еще большую ответственность. Главным в образе Ганнибала было то, что он приближен к высшей власти и одновременно ее игрушка. Так ощущал себя и Пушкин в свой век. Правда, прадед чувствовал это из-за цвета кожи и непризнанного таланта, а поэт — в связи с вечной борьбой власти с его литературным бунтарством. У Митты перед глазами тоже был такой литературный бунтарь — во многом непонятый, во многом непризнанный Владимир Высоцкий. Оба жили в доме № 28 на улице Малой Грузинской в Москве. Задумывая картину, в роли Ганнибала режиссер видел только Владимира Семеновича.
Без заграницы
Высоцкий связывал с ролью большие надежды. Его утвердили не сразу. Формально пробы прошел Александр Кайдановский. Был и соблазн перспектив международного проката фильма. Для этого западные продюсеры предлагали на роль Ганнибала американского темнокожего актера Гарри Белафонте. Но Митта не сомневался и не раздумывал. Как вспоминал сам режиссер, его целью было продемонстрировать всем зрителям то, что давно знала театральная публика: Высоцкий не только бард, не только обладает неоцененным властью поэтическим даром, но и тонко чувствующий актер, способный справиться с классическим репертуаром.
Изначально в сценарии роль Петра I проходила вторым планом. Однако, увидев, как работает в кадре театральный актер Алексей Петренко, Митта стал просить сценаристов дописывать для него диалоги и дополнительные сцены. В результате обещанный Высоцкому бенефис достался Петренко. Но выяснится это только в конце производства ленты. А пока шли съемки, весь звездный актерский состав — Олег Табаков, Михаил Глузский, Валерий Золотухин, — исполняя роли Павла Ягужинского, шута Балакирева, слуги Фильки, чувствовал себя соучастником создания двухсерийной исторической саги.
Сыграть Наталью Ртищеву выпала честь 16-летней уроженке Мозыря Ирине Мазуркевич. После кинодебюта в картине «Чудо с косичками» (1974) ее снимки остались в актерской базе «Мосфильма». По записанным на их обороте данным ассистенты разыскали девушку. Позже актриса призналась: в те годы она еще не созрела для восприятия поэзии Высоцкого, не была его поклонницей и поэтому в отличие от многих не робела перед ним. Это здорово помогло в парных сценах.
Другое кино
Несомненным художественным достоинством и одновременно причиной неполновесности ленты послужило увлечение Митты в тот период комбинированными спецэффектами и мультипликацией. Многие события просто пересказаны с помощью анимации или интермедий, когда на фоне закадрового голоса актеры замирают в статичных картинках.
Летом 1975 г. в Юрмале, где шли съемки, и павильонах «Мосфильма» выстроили фантастические декорации кораблей. Художники создавали инсталляции географических карт, затейливые интерьеры, чтобы привнести в антураж театральную эстетику. Все эти изобразительные составляющие удались великолепно, но отняли большую долю экранного времени. В середине процесса чиновники дали понять режиссеру, что двух серий не будет. Пришлось все умещать в полтора часа. Многие важные для понимания образа Ганнибала сцены оказались в корзине. Среди веселья и шума Высоцкий со своим персонажем существует, будто сам по себе. Возможно, такое отшельничество и выглядит сегодня запланированным, но это не так. Эпизоды с другими актерами, такими как Табаков и Глузский, смотрятся проходными, не влияющими на сюжет. Лента получилась недосказанной, не цельной. Выигрышной, пожалуй, только для Алексея Петренко, что вполне заслуженно. Но Высоцкий оказался обделен. А когда изменили название с классического «Арап Петра Великого» на «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», актер с обидой говорил: звали на заглавную роль, а в итоге оказался «после царя и запятой». К тому же в картину не вошли две его песни, написанные специально и, казалось бы, утвержденные: «Купола» и «Разбойничья». Александр Митта объяснял это по-разному. То утверждал: произведения запретило начальство. Потом говорил, что лента не дотягивала до песен, поэт задал слишком высокую планку. Владимир Семенович во время концерта в МГУ 15 декабря 1978 г. сетовал: «У меня особые счеты с «Арапом», меня приглашали сниматься совсем в другом кино. А вышло, втравили в авантюру и сделали какую-то полуоперетту. Все это задумывалось серьезнее».
Режиссер не скрывал: до съемок они с актером были товарищами, а после стали просто знакомыми. Удачно совместить гротескные, нестандартные художественные замыслы, не заглушая ими фееричную актерскую игру, Александру Митте удалось в фильме «Сказка странствий» (1983) с Андреем Мироновым в главной роли. Высоцкого тогда уже не было в живых. Двухсерийная версия ленты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» была смонтирована, но не сохранилась. А жаль. Возможно, в истории осталось бы совсем другое кино.