Столичное ЖКХ: компетентно о преобразованиях и перспективах

Реорганизация системы жилищно-коммунального хозяйства у всех на слуху, однако редкий житель многоквартирного дома имеет четкое представление о том, что происходит и зачем. Попытаемся ответить на эти вопросы, опираясь на конкретные факты и цифры.

Главная задача преобразований, как пояснили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в ГО «Минское городское жилищное хозяйство» (МГЖХ), — улучшить качество жилищно-коммунальных услуг и при этом снизить себестоимость технического обслуживания жилищного фонда. Не следует ожидать, что коммуналка станет дешевле, хотя по отдельным видам ЖКУ такое возможно и уже реализуется на практике (об этом речь пойдет ниже). Тарифы будут расти в обозначенных Главой государства пределах (5 долларов в эквиваленте в год), с тем чтобы выйти на 100-процентную оплату населением ЖКУ.

Важно понимать, что намерения кардинально изменить существующую систему столичного ЖКХ не было, — расставляет акценты генеральный директор МГЖХ Виталий Смирнов. — Все лучшее мы сохранили, при этом определили новые пути развития. Проводимые мероприятия позволили значительно снизить себестоимость технического обслуживания жилфонда. Как следствие, уровень возмещения населением затрат на техобслуживание достиг 86,1 %. Для сравнения: в конце 2015-го этот показатель составлял 39 %, а в 2012-м — около 25 %.

Сбросить балласт

Прежде всего было решено избавиться от всего лишнего, не связанного непосредственно с деятельностью по техобслуживанию жилфонда и предоставлению ЖКУ. За долгие годы эта сфера обросла непрофильными активами, содержание которых в конечном итоге отражалось на себестоимости техобслуживания 1 м2 жилфонда. В ведении столичного ЖКХ имелись различные объекты не только в городе, например, военкоматы, но и за его пределами — коровники, птицефабрика. Они выведены из сферы обслуживания. Переданы специализированным организациям теплотрассы, кабельные линии, центральные тепловые пункты, механизированная коммунальная техника. Теперь, если понадобятся автовышка или экскаватор, их можно просто арендовать на определенное время. Больше не числятся на балансе ЖКХ и расчетно-справочные центры: затраты на содержание зданий РСЦ и служебного автотранспорта, пользование компьютерами и Интернетом, подписные издания, канцелярские товары и прочие также частично включали в тариф на техобслуживание. От некоторых неликвидных объектов избавляются в прямом смысле: за 2015–2017 годы запланировано снести 37 сооружений, большинство из них уже не существует.

Коммунальный передел

Следующий шаг — разделение функций заказчика и подрядчика. Раньше они были сосредоточены в одних руках — у ЖРЭО, которые определяли виды и объемы работ, выполняли их через свои дочерние организации — ЖЭС, осуществляли контроль и приемку. Выделяемые бюджетные средства и отчисления жильцов расходовались в полном объеме, порой необоснованно, а вот качество работ зачастую хромало. Что неудивительно: подрядчики в лице ЖЭС не были финансово заинтересованы в конечном результате и не несли строгой ответственности за допущенные погрешности, обращают внимание в МГЖХ.

Переломить ситуацию позволило создание новых юридических единиц — КУП ЖКХ районов (служб заказчика). Они организуют и контролируют проведение работ по техобслуживанию жилфонда, в том числе лифтов, текущему и капитальному ремонту, санитарному содержанию подъездов и дворов, благоустройству, обращению с ТКО, координируют оказание платных услуг населению. Также служба заказчика защищает интересы жильцов в части предоставления жилищно-коммунальных услуг, способствует реализации тех или иных инициатив по улучшению содержания жилфонда, благоустройства, оказания дополнительных услуг. В полной мере новообразованные КУП ЖКХ начали работать с апреля текущего года.

В то же время произошла реорганизация на низшем уровне: от двух до четырех расположенных по соседству ЖЭС были объединены в ЖЭУ. Последние находятся в ведении районных администраций и уже не являются «младшим братом» районных ЖКХ. У них четко разграничены сферы деятельности: созданы бригады по техобслуживанию, текущему ремонту, уборке дворов и подъездов, оказанию населению дополнительных услуг. Фактически ЖЭУ стали самостоятельными подрядчиками, с которыми службы заказчика строят отношения на деловой договорной и, подчеркнем, конкурсной основе. Таким образом, 131 столичная ЖЭС превратились в 48 ЖЭУ, что позволило почти на 20 % оптимизировать численность работников, не занятых непосредственно содержанием жилфонда.

2016-12-14_16-10-13

Торг уместен

Реструктуризация и разграничение функций сделали сферу ЖКХ привлекательной для частных компаний. У ЖЭУ появились серьезные конкуренты, а у служб заказчика — возможность выбора подрядчиков, которые бы оказывали более качественные услуги за меньшую плату.

Коммерческие и государственные организации и раньше участвовали в торгах на право осуществления таких работ, как капитальный ремонт, замена лифтов, — жилищные службы этим не занимаются, — отмечает Виталий Смирнов. — То же касается технического обслуживания лифтов, в последнее время даже поступают заявки из регионов. Сторонние подрядчики выполняют и некоторые работы по текущему ремонту: кровельные, дорожные, утепление стен, благоустройство дворов, обрезку деревьев и другие. По этой позиции с апреля по сентябрь удалось сэкономить 2,3 млн рублей (здесь и далее — деноминированных. — Прим. авт.). Например, выставляем на аукцион лот на ямочный ремонт площадью 100 м2 стоимостью, условно говоря, 300 рублей. Наименьшая предложенная участниками цена — 200 рублей. Заключаем контракт. На оставшиеся 100 рублей заявляем новый лот на тот же вид работ, но уже площадью 40 м2. Его забирают за 80 рублей. И так далее по кругу. В итоге за 300 рублей ремонтируем в полтора раза больше. За некачественную работу, срыв сроков заказчик налагает штрафные санкции.

Техобслуживанием жилфонда занимаются только ЖЭУ, которые конкурируют разве что между собой. Возможно, скоро их потеснят. В МГЖХ говорят, что среди сторонних организаций есть желающие побороться за эту нишу. Ситуация прояснится в начале следующего года после утверждения новой планово-расчетной цены и подведения итогов конкурсов.

Не останутся ли некоторые ЖЭУ не у дел, если другие подрядчики «отберут» у них подъезды, дворы, текущий ремонт, техобслуживание?

Возможно, какие-то ЖЭУ сократят штат и сферу обслуживания, а некоторые, наоборот, укрупнятся, — предполагает заместитель генерального директора МГЖХ Алексей Герасимчик. — Многое зависит от руководителей и коллективов, инициативы на местах. Важно осознать, что теперь они работают в новых реалиях в условиях постоянной конкуренции, поэтому должны «проснуться».

В начале 2017 года пройдут торги по выбору единого оператора по обращению с ТКО. На эту услугу предполагается ввести разные тарифы для жильцов: те, у кого заварен или не предусмотрен проектом мусоропровод, будут платить на 20–30 % меньше.

На конкурсной основе определяют и организации, оказывающие дополнительные ЖКУ — от обслуживания ЗПУ до содержания консьержей. Это позволяет избежать злоупотреблений недобросовестных фирм.

Экономический эффект очевиден, подчеркивают в МГЖХ. Так, в апреле — сентябре столичные службы заказчика провели более тысячи тендерных процедур на оказание услуг и выполнение работ. В результате сэкономлено свыше 45 млн рублей. Благодаря этому удается сделать больше, чем предполагалось, за те же средства. Например, в 2016 году будет заменен 221 лифт вместо предусмотренных 155. При плане ямочного ремонта во дворах на текущий год в объеме 101,7 тыс. м2 за 11 месяцев отремонтирована площадь в 123,7 тыс. м2.

2016-12-14_16-10-42

Частный интерес

Прорывом стало то, что впервые частные компании начали активно осваивать два направления: уборку мест общего пользования (МОП) жилых домов и содержание дворовых территорий. По мнению гендиректора МГЖХ, заинтересовались потому, что появилась полная ясность касательно предъявляемых им требований. Все досконально прописано в контракте. Во время аукционов начальная цена лотов снижалась до 50 %. Так, в Партизанском районе конкурс по дворам на территории ЖЭУ-4 выиграло ООО «АлгриСтрой», вдвое снизив первоначальную стоимость лота, а победителем по уборке 562 подъездов в жилфонде ЖЭУ-2 стало ООО «Чистый свет плюс».

Мы рассчитали, сколько и каких уборок можно производить в подъездах, исходя из суммы отчислений жильцов в разных домах, — объясняет директор КУП «ЖКХ Партизанского района г. Минска» Александр Юхно. — Все это заложили в конкурсную документацию. За подрядчиками организован строгий контроль. В роли ревизоров выступают и жильцы — без подписи их представителя в соответствующем акте уборка подъезда считается невыполненной и не оплачивается. Как следствие, в жировках напротив соответствующей услуги будет выставлена сумма ниже предельного тарифа в 53 копейки. Рабочие по комплексной уборке — неважно, ЖЭУ или частной структуры, занимаются они дворами или подъездами — знают, что если что-то плохо сделают, то останутся без зарплаты. А их место может занять другая организация.

Характерный случай произошел в Ленинском районе. ОДО «Клининг-Плюс» выиграло торги на уборку мест общего пользования жилых домов по всем четырем ЖЭУ района и приступило к работе с 1 августа. Договор заключен на 1 год.

Новый подрядчик старался, но, видимо, не вник в специфику работы и не рассчитал своих возможностей, — сообщил директор КУП «ЖКХ Ленинского района г. Минска» Николай Строк. — От жильцов поступали жалобы на то, что уборка не производилась или выполнена некачественно. Это подтверждали и наши проверки. Как следствие, снижались объемы выполненных работ, уменьшались суммы к оплате, что отражалось на финансовом положении компании. Ее руководство обратилось с заявлением о пересмотре условий договора. Мы пошли навстречу: в начале декабря заключено дополнительное соглашение, согласно которому ОДО «Клининг-Плюс» будет заниматься санитарным содержанием подъездов только в жилых домах на территории ЖЭУ-4. По остальным трем ЖЭУ района проводится новый конкурс, но пока не определятся победитель или победители, ОДО «Клининг-Плюс» продолжит уборку всех подъездов.

Некоторые частники не в полной мере понимают, что пришли на новый, незнакомый рынок, — обращает внимание Виталий Смирнов. — Возможно, претендуя на роль подрядчика, они думали, что жилищные службы настолько плохо работают, что и им не придется прилагать больших усилий. Сделают чуть лучше — и на том спасибо. При этом не ожидали строгого контроля со стороны службы заказчика, жалоб от жильцов.

В целом по жилфонду города по результатам торгов стоимость снижена на 22,6 % на уборку МОП и на 14,3 % на содержание дворов. Экономия составила 874 тыс. рублей и 1,3 млн рублей соответственно. Эти средства направляются на благоустройство.

В целом за различные нарушения подрядных организаций, выполняющих уборку подъездов и дворов, текущий ремонт и техобслуживание, не принято и не оплачено работ на 3,4 млн рублей.

2016-12-14_16-11-03

Есть контакт

Создание контакт-центра ЖКХ Минска с номером 115 и ликвидация диспетчерских в жилищных организациях позволили выстроить новую систему взаимодействия между потребителями ЖКУ и их поставщиками.

Задача службы «115» — зарегистрировать заявку и передать ее для исполнения ответственной организации, в частности ЖЭУ. О принятых мерах исполнитель должен сообщить в течение суток, все фиксируется и заносится в базу данных, — объясняет директор КУП «Центр информационных технологий Мингорисполкома» Олег Седельник. — Информация о поступивших обращениях доводится директорам ЖКХ районов и главам районных администраций. Таким образом, ответственные лица на разных уровнях видят, какие заявки не выполнены, из каких домов поступает больше всего жалоб, и могут принимать соответствующие решения. Также специалисты контакт-центра ЖКХ предоставляют различные консультации, операторы 2-й линии занимаются аварийными запросами. Горожанин, набравший этот краткий номер, может быть уверен, что его заявка не затеряется и на том конце провода не бросят трубку на половине разговора.

Вместе с тем бывают случаи, когда исполнитель не реагирует за полученную заявку своевременно, дезинформирует службу «115» о принятых мерах. Это порождает повторные звонки жителей, жалобы.

В случае выявления таких фактов в зависимости от серьезности проступка работника могут лишить премии и даже уволить. Уже 6 таких горе-работников лишились должностей, — комментирует Виталий Смирнов. — Что предпринять? Службы заказчика оплачивают услуги контакт-центра ЖКХ, подрядчики — аварийной службы, причем по единым расценкам. Планируем ввести дифференцированную систему оплаты в зависимости от количества поступивших заявок. Это послужит стимулом работать на упреждение и более качественно. При этом гибкие тарифы должны быть привязаны к таким факторам, как год постройки здания, его техническое состояние, срок проведения последнего капремонта. Кроме того, предлагается персонализировать исполнителей, чтобы заявка, к примеру, на перегоревшую лампочку в подъезде, адресовывалась не директору ЖЭУ, а конкретному работнику, в частности хаус-мастеру, в том числе на его смартфон. Одновременно эта информация находится в открытом доступе для руководителей подрядной организации и службы заказчика в целях контроля.

Полностью оправдывает свое предназначение портал «Мой Горад» 115.бел. Он создан для того, чтобы минчане могли легко и быстро отправлять запросы неэкстренного характера, касающиеся ЖКХ и других сфер городского хозяйства, сообщать о проблемах, прикреплять фотографии и через форму обратной связи следить за тем, как на это реагируют ответственные службы. Портал принял уже более 48 тыс. запросов, решено почти 40 тыс. коммунальных проблем.

А у нас в доме ГАС

Преобразования коснулись и деятельности УП «Городская аварийная служба» (ГАС). Раньше она выезжала на вызовы с 20:00 до 8:00, а также по выходным и праздникам. В остальное время аварийные ситуации устраняли работники ЖЭУ. Бывало, сантехники занимаются своими текущими делами, и тут поступает сообщение о порыве трубы отопления в другом конце обслуживаемого участка. Они все бросают и мчатся устранять ЧП. Теперь на аварийные заявки круглосуточно выезжают экипажи ГАС, причем их задача не только локализовать аварию, но и выполнить все необходимые ремонтно-восстановительные работы. В этой связи увеличен автопарк предприятия, штат доукомплектован необходимыми специалистами, созданы линейные отделения ГАС для дежурных экипажей.

Единый подход

Новообразованный филиал «Единый расчетно-справочный центр г. Минска» координирует деятельность 43 РСЦ города. Среди его задач — соблюдение единообразного подхода в области начислений ЖКУ, недопущение предъявления гражданам к оплате необоснованных платежей, организация работы по взысканию задолженности за коммунальные услуги и пользование жилым помещением. Новая структура внедряет различные технологии по улучшению качества обслуживания минчан. Одна из них — портал ерсц.бел. Он позволяет получить достоверную информацию по различным тематическим вопросам и даже осуществить некоторые административные процедуры в режиме онлайн.

Самое читаемое