СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Директор гимназии № 2: «Всегда воспринимала учеников как собственных детей»

Директор столичной гимназии № 2 Галина Семенова рассказала корреспонденту агентства «Минск-Новости», почему решила стать учителем, что ее больше всего радует в сегодняшних детях и чему они могут научить взрослых.

Учит в школе

С чего начинается школа? Кто-то скажет: со школьного звонка или встречи с первой учительницей. Для кого-то школьная жизнь берет начало с букваря и прописи. А для многих учеников она стартует со знакомства с директором.

Знаете, что больше всего радует в сегодняшних детях? — с порога задает вопрос директор столичной гимназии № 2 Галина Семенова. — То, что они приходят к нам нацеленными на учебу и ориентиры в их жизни уже определены. И по ним сразу видно, что это другие дети, не похожие на остальных. Мы с ними можем говорить о разных вещах, свободно обсуждать и дискутировать абсолютно на любые темы. Это по документам они учащиеся гимназии, а в реальной жизни — дети, любознательные, интересные, находчивые и даже чуточку предприимчивые. И когда в нынешнем году наши выпускники поступили именно на те специальности, к которым целенаправленно шли, мы поняли, что работаем в нужном направлении. Много наших ребят, недобрав баллов, выбирали платное отделение именно там, где хотели учиться, а не лишь бы поступить на бюджет. Если уж говорить языком цифр — 46 % наших выпускников стали студентами-бюджетниками. Это же здорово, когда мечты детей исполняются.

Кто умеет уважать себя, того уважают и другие

Как правило, учителям в душу западают пятиклассники, которых они впоследствии ведут до окончания школы. Но со своим первым гимназическим выпуском, его Галина Александровна проучила только два года, теплые отношения сохранились до сих пор.

— Это были очень яркие ученики, — вспоминает Галина Семенова, — в выпуске 22 медалиста! Сегодня они приводят к нам своих детей. Им стараемся не отказывать. Потому что свою школу мы создавали все вместе, сообща работали на ее имидж. Нынче же имидж работает на нас. Когда приходят родители с просьбой принять их ребенка в гимназию, говорят, что они знают, какую школу выбрали. И в этом есть немалая доля истины. Среди учебных заведений Первомайского района в гимназии самый высокий процент учителей с высшей и первой категорией. Для учебного заведения это многое значит.

Один из родителей как-то признался Галине Александровне, что в их гимназии умеют что-то такое сказать детям, после чего они все понимают, что надо учиться. И это действительно так. Несколько лет назад средний балл успеваемости по гимназии колебался в пределах 7,5–7,6. Сегодня — 8,6, притом что с каждым годом требования к учебе возрастают.

— Семь лет я в должности директора, — продолжает Галина Семенова. — Пять лет до этого работала заместителем директора и преподавала белорусский язык и литературу. У меня всегда получалось находить общий язык с ребятами, можно сказать, чувствовала с ними единение. Всегда боялась: уйдут эти дети, придут другие, у которых уроки не вела, как же мы будем жить дальше? Как налаживать контакт? Но стержень взаимоуважения и взаимопомощи между учениками и преподавателями оказался настолько прочным, что передается от выпуска к выпуску и только крепчает. Видите кубок? Он уже четвертый год подряд в наших стенах как у лучшего учреждения образования района. И он нас объединяет и в учебе, и в общественных делах.

DSC_0964_новый размер (1) copy

Галина

Все мы родом из школы, и, что греха таить, среди учителей есть те, кто нравится ученикам, те, кого они боятся, и те, кого уважают. И ребята свое истинное отношение к педагогам всегда выражали и выражают в прозвищах. С первых дней работы в гимназии Семенову за глаза стали называть Галиной.

— Как вы к этому относитесь?

— Думаю, это проявление уважения. Где-то даже польщена… Я всегда воспринимала учеников как собственных детей. Если мне родители доверили ребенка на 6–8 часов, он уже мой воспитанник. Я же должна его учить и выводить в люди. В народе говорят: ребенок может научить взрослого трем вещам — радоваться без всякой причины, находить себе занятие и настаивать на своем. А всегда ли мы задумываемся о том, чему сами можем научить ребенка? А чему способны научить родители? К большому сожалению, сегодня у многих молодых родителей нет уважения к семейным ценностям. В силу изменившихся условий общество нацелено скорее на материальное обеспечение семьи и детей, чем на моральное. Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании и душе. И это сказывается на детях. Мы всеми силами стараемся поддержать, успокоить ребенка, попавшего в сложную ситуацию. Ведь если в школе детям не помогут, где они еще найдут поддержку?

Найти слова поддержки и участия или просто пообщаться, как говорят ребята, они могут в кабинете директора. Практически не бывает дней, когда кто-нибудь в одиночку или целой ватагой не приходит к Галине Александровне. Горячий чай, печенье и конфеты для таких случаев она всегда держит в кабинете. Посиделки «у Галины» популярны и у старшеклассников, и у младших учеников, ведь это помогает повысить самооценку и поверить в собственные возможности.

Мы — остатки той, советской интеллигенции

Сколько помнит себя, Галина Семенова всегда хотела стать учителем. На свою первую учительницу она смотрела с обожанием. Казалось, всё у той было самое лучшее: всегда ухожена, с красиво уложенными волосами. У нее и двор самый опрятный, и цветов больше, чем у соседей. А еще рядом жил второй учитель, типичный представитель сельской интеллигенции, который всем своим видом, поведением, отношениями с односельчанами вызывал неподдельное восхищение. И Белгосуниверситет девушка выбрала только потому, что его окончила любимая учительница.

Помните, что писал Якуб Колас в трилогии «На ростанях» о своем герое Андрее Лобановиче? Когда тот после первого года работы учителем приехал домой на побывку, в деревне к нему отношение было как к ученому. Его всячески оберегали от мужицкой работы, выказывали ему уважение.

В настоящее время, считает Галина Александровна, к сожалению, такого уважения к труду учителя практически нет ни в семье, ни в обществе.

— Нам, педагогам, совершенно не нужны негласные пьедесталы почета, — говорит преподаватель более чем с 40-летним стажем. — Но и пренебрежение со стороны многих родителей к тому, что мы делаем, обижает и унижает. Доходит до того, что они отказываются выполнять элементарное, что от них требуется. К примеру, уехав в другую страну, считают необязательным сообщить в школу, что ребенок учиться тут больше не будет. Или обвиняют учителей в том, что дети не смогли поступить в гимназию.

— Галина Александровна, о чем вы больше всего сожалеете за 40 лет работы?

— О том, что ушла от активной преподавательской деятельности, заняв должность заместителя директора по учебной работе. Я плакала на собрании 1 сентября, передавая класс другому учителю, плакала на последней линейке. Даже не ожидала от себя такого. Была расстроена, что не я с ними стою, хотя нового классного руководителя своим детям сама же и выбрала. Могу вам сказать: когда ходила на уроки как завуч, очень хотела встать у доски и сделать все по-своему. Спустя годы от этого желания избавилась, но в памяти осадок остался. В душе все равно я — учитель.

Еще материалы рубрики:
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Солнечная и талантливая Оксана Аракчеева
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Искуи Абалян: «Создаю музыку по велению души»
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Жанна Бирич: «Работа помогает обрести тех людей, которых ты достойна»
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Неповторимый почерк
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Поэтесса Валентина Поликанина: «Слово очень многое может, если оно искреннее»

 

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Красивая, мудрая, добрая женщина! Суперталантливый педагог! Моя любимая учительница!

Comments are closed.