СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Профессор Лариса Глазырина: «Храмы не пустуют, но кризис веры ощущается»

У профессора кафедры общей и дошкольной педагогики БГПУ имени М. Танка доктора педагогических наук Ларисы Глазыриной есть исключительная особенность: она добивается успехов во всем, за что берется.

Лариса Глазырина из тех ученых, которые могут гордиться своей научной школой. У нее несколько десятков учеников, причем не только в Беларуси, но и в Польше: 17 лет она преподавала в Ченстоховской академии имени Яна Длугоша. Ее пособиями и учебниками по физкультуре и физическому воспитанию пользуются специалисты не только Беларуси, но и других стран СНГ. Она замечательная мать, бабушка и прабабушка. Она и артистка — в свободное время профессор Глазырина выступает с концертами и исполняет романсы. У этой женщины можно поучиться тому, как все в жизни успевать, как не бояться рисковать и начинать новое, как добиваться своего, не расталкивая при этом никого локтями, как не унывать, когда что-то не ладится, находить в каждом возрасте свои плюсы, как вдохновлять и поддерживать людей словом, взглядом, улыбкой.

— Лариса Дмитриевна, полвека вы занимаетесь проблемами воспитания. Как оцениваете успехи педагогики? В чем, на ваш взгляд, главное назначение этой науки в современном мире?

Своей высокой миссии — воспитать гуманных, здоровых, культурных, образованных людей — педагогика (не только у нас, во всемирном масштабе) пока не выполнила. В мире очень много агрессии, неравенства, несправедливости. По силам ли педагогике исправить ситуацию, приблизить нас к идеалу? Это открытый вопрос. Современная эпоха с ее глобальными кризисами в экологии, экономике, культуре требует новой мировоззренческой ориентации. К тому же каждое поколение приходит в мир со своими особенностями: и физическими, и психическими, и духовными. И педагогика должна помочь человеку вписаться в пространство и время, найти свое место, свое призвание. В глобальном смысле хотелось бы повысить нравственное здоровье общества, увеличить в нем количество доброты. К сожалению, во многих современниках исчезла любовь. Храмы не пустуют, но кризис веры ощущается. Причем не только веры в Бога, но и в жизнь, в человека, в судьбу. А без веры человек пуст.

— Если говорить о воспитании подрастающего поколения — дошкольном, школьном, вузовском — на чем педагогике нужно сосредоточиться?

С детского сада необходимо закладывать и поддерживать в ребенке благоговение перед миром и жизнью. Сегодня детей в большей степени формирует информационное пространство. На них обрушивается колоссальный объем сведений. Программы перегружены. И важнейшая задача родителей и преподавателей — учить детей думать, размышлять. Современные подростки зачастую не уверены в будущем, не знают, чему посвятить жизнь. Многие из них озабочены тем, чтобы стать богатыми, а не тем, чтобы стать лучше, сделать что-то для блага общества. С этим тоже надо работать. Нужно, чтобы не только занятые в IT-сфере, но и все остальные, кто лечит, учит, рисует, философствует, чувствовали себя востребованными и уважаемыми. Если бы вырос спрос на самые лучшие духовные порывы человека, все мы выиграли бы от этого.

— У вас есть работы по физическому, эстетическому, музыкальному воспитанию. Чем объясняется такая многовекторность?

Мне всегда было тесно в рамках одной области или темы. Хотелось объединения, синтеза разных направлений. Невозможно читать курс педагогической этики и не касаться философии, литературной классики. Убеждена: у преподавателя с широким кругозором, который знает и любит музыку, живопись, литературу, всегда больше шансов увлечь своим предметом учеников. Ограниченность личности отражается на любом занятии. Состояние экономики тоже зависит от уровня культуры, наличия культурного пласта в обществе. Приобщенность к искусству ферментативно меняет природу человека: он иначе чувствует, мыслит, к иному стремится, нежели тот, кого не задевает мир прекрасного, кто эстетически невосприимчив.

— Но ведь сегодня как раз и наблюдается тенденция к узкой специализации. К тому же у многих современников практически не остается времени для всестороннего, гармоничного развития из-за очень напряженного, интенсивного труда.

В этом тоже вижу серьезную проблему. Общество требует, чтобы мы выкладывались на рабочем месте на 100 % и ни на что другое не оставалось бы времени и сил. Но все крупнейшие философы не случайно подчеркивали значение досуговой деятельности, отдыха для выражения своей души, поддержания вкуса и интереса к жизни. Мы приходим в этот мир не только затем, чтобы есть, одеваться и заполнять свою квартиру ненужными дорогими вещами, а затем, чтобы развить способности, которыми наделены, поделиться тем, что получили от родителей, учителей, природы, Бога.

— Вы сами — яркий пример гармоничной личности. Были членом сборной команды БССР по гандболу, 25 лет выступали в народном оперном театре. По сей день даете сольные концерты, исполняя романсы, пишете стихи. Это для вас хобби, психотерапия, источник вдохновения?

Это одна из моих программ, которая прибавляет жизни смысла. Когда я долго не выступаю, не пою, испытываю своего рода голод. Конечно, сама уже немолода, и на концерты приходят в основном пожилые. Стараюсь создать в зале особую атмосферу, чтобы люди уходили с ощущением, что в любом возрасте можно находить в жизни отраду, не впадать в уныние и отчаянье. Романсы на стихи выдающихся поэтов, прекрасная музыка обладают огромной созидательной, воодушевляющей силой. Эмоциональный отклик аудитории дает мне силы не останавливаться в творчестве, научной деятельности и двигаться вперед. Я очень реализованный человек, и этим отчасти объясняется мой высокий уровень оптимизма.

— Ваша научная деятельность связана с пропагандой здорового образа жизни, преподаванием физкультуры в дошкольных учреждениях и школах. Какова ваша позиция в отношении этого предмета, его места в воспитании?

Физкультура должна воспитывать в детях желание быть красивыми, сильными, формировать у них представление о здоровом образе жизни и культурное отношение к своему телу. Молодежь сегодня ослабленная, невыносливая. У 90–95 % школьников есть нарушение осанки. Это огромное упущение семьи и школы. Я не против нормативов по физкультуре: они стимулируют детей. Но они должны быть индивидуальными, с учетом физического состояния ребенка. И отметку, на мой взгляд, надо ставить за прогресс в улучшении походки, мышечной системы, осанки. Надо поощрять каждое изменение к лучшему во внешнем облике ребенка. Преподавать физкультуру нужно с учетом половой принадлежности, разницы физиологии, чтобы развивать женственность одних и мужественность других. Да и в целом я убеждена: девушек и юношей надо воспитывать по-разному. Мне кажется, когда различия между мужчинами и женщинами исчезнут, мы станем неинтересны друг другу и мир погибнет.

— В свои 75 лет вы каждый день делаете зарядку и поднимаете 6-килограммовые гантели…

Да. Как все дети войны, я не отличалась крепким здоровьем. Занятия спортом и физкультурой помогли и помогают мне оставаться в форме. Недавно ко мне домой зашел китаец-аспирант. Увидел в комнате гантели и поинтересовался, чьи они. Когда я продемонстрировала ему, что они не просто лежат, а я их поднимаю, то захотел даже сфотографировать меня и послать снимок своей маме, чтобы показать: хотя его научному руководителю уже много лет, но она еще отнюдь не дряхлая старушка.

— Вы известный и уважаемый специалист в своей области. Ваша сестра — многократная олимпийская чемпионка Елена Белова, сегодня профессор кафедры Белорусского государственного университета физической культуры. Создается впечатление, что ваши родители знали какой-то секрет воспитания…

У мамы с отцом было 7 детей. Трое погибли во время Великой Отечественной войны. Родителям особенно некогда было заниматься нашим воспитанием, но они нас, безусловно, любили. Наверное, что-то хорошее мы с Леной и братьями унаследовали от них генетически. Мой отец Дмитрий Тихонович Новиков окончил Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, отличался образованностью и высокой культурой, среди его предков были дворяне. У мамы белорусско-польские корни, она была женщиной с характером, очень требовательной к нашему поведению. В семье главным считались книги, музыка и физический труд.

— А можете ли похвастаться тем, что педагогическую теорию проверили практикой и добились успехов в воспитании детей и внуков?

Я довольна детьми и внуками. Моя дочь Татьяна — профессор, доктор педагогических наук. Сын Андрей — доцент, кандидат юридических наук. Не могу сказать, что уделяла им много внимания и времени в детстве и придерживалась определенной системы воспитания. Наверное, мне с ними просто повезло. Не подведут, надеюсь, и внуки, и совсем еще маленькая правнучка.

Еще материалы рубрики:
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Неповторимый почерк
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Поэтесса Валентина Поликанина: «Слово очень многое может, если оно искреннее»
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Директор гимназии № 2: «Всегда воспринимала учеников как собственных детей»
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Ирина Тарасик: «Я делаю то, что люблю. И люблю то, что делаю. И это счастье!»
СТОЛИЦЫ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. Ирина Дановская: «Кадровик должен обладать особым чутьем»

Самое читаемое