В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Почему в вузы нынче приходят слабые абитуриенты?

О том, что общего у спорта и школьной олимпиады, почему в вузы нынче приходят слабые абитуриенты, беседуем с учителем математики гимназии № 41 Борисом Комраковым.

– Мужчин в педагогике и раньше было немного, а сейчас и вовсе можно по пальцам пересчитать. Как, на ваш взгляд, вернуть их в эту сферу?

– Полагаю, дело не в том, что учительство – традиционно не мужская профессия. Проблема в снизившемся статусе педагога. Даже если всем наставникам в одночасье поднять зарплату в десять раз, они от этого лучше или хуже работать не станут. Ведь, согласитесь, работа учителя никогда не была сверхприбыльной. Но при большом желании зарабатывать можно и сейчас, хотя бы репетиторством.

Сегодня с учителя спрашивают не как он научил, а как заполнил журнал и гору прочих бумаг. Требуют водить детей на какие-то бессмысленные мероприятия. То есть, по сути, педагог выполняет не свойственные ему функции. Кроме того, поступление в вуз уже перестало быть проблемой. Большинство людей интересует не образование, а диплом о его получении. О знаниях никто особо не заботится, думают скорее об отметках. Поэтому получается, что приходят дети с родителями и напрямую заявляют: нам нужны оценки. Если учитель начинает ставить баллы объективно, мамы и папы устраивают скандал, жалуются директору. Многие хорошие педагоги называют причиной своего ухода из школы именно этот факт.

Необратимый перелом в системе образования, думаю, произошел в середине 2000-х годов, когда ввели централизованное тестирование. Раньше, чтобы поступить на факультет прикладной математики и информатики, нужно было выдержать довольно серьезное испытание. Если, предположим, абитуриент сдавал экзамен на двойку, его не зачисляли в вуз даже на платное обучение. А сегодня в университетах мест больше, чем абитуриентов.

В школах, в свою очередь, детей боятся перегружать и заниматься с ними дольше регламентированного времени. Сначала сдувают пылинки со школьников, потом не знают, что с ребятами делать.

– То есть мы слишком жалеем наших детей?

– Абсолютно! И это их только портит. Поговорите с людьми, которые добились успехов в спорте, музыке или на ином поприще. Они серьезно работали в детстве, и – да! – с них много требовали.

Сужу по своим воспитанникам: победители международных олимпиад, а успевают заниматься и музыкой, и спортом. При правильном распределении времени они не лишаются радостей детства и ничем не обделены. К тому же ребятам нельзя постоянно заниматься только чем-то одним. Бывали ситуации, когда после олимпиады я буквально заставлял учеников бросать занятия и идти отдыхать.

– Как, по-вашему, оплата труда учителей играет решающую роль при выборе этой специальности молодежью?

– Люди идут в профессию (неважно, в какую сферу) по двум причинам: либо занятие нравится и приносит удовольствие, либо там хорошо платят. В педагогике второе обстоятельство не срабатывает, но в нынешних условиях отпугивает и первый вариант. А молодежь сегодня ориентируется все-таки на быстрый и высокий заработок…

– Почему сами избрали педагогическую стезю? Ведь наверняка могли бы успешно реализовать себя в IT-сфере, программировании.

– Когда оканчивал университет, профессия программиста не была такой высокооплачиваемой и широко распространенной, как сейчас. Два года проработал в Норвегии (университет Осло), затем пришел преподавать в Белгосуниверситет, где и тружусь по сей день. Параллельно занимаюсь с увлеченными математикой школьниками. Это интересно. В гимназии я не зарабатываю деньги, а делаю то, что мне по душе.

– Куда же поступают и где работают ваши одаренные воспитанники?

– Подавляющее большинство идет на факультет прикладной математики и информатики БГУ. Они трудятся в IT-сфере и, не скрою, добиваются высоких результатов: благодаря хорошей математической подготовке ребята успевают гораздо больше сверстников. Как правило, с третьего курса начинают работать, а к пятому уже знают, куда трудоустроятся, и имеют высокий заработок. Одним словом, выходят на лидирующие позиции.

Некоторые поступают в престижные московские и петербургские вузы – экономические. Есть и те, кто серьезно занимается наукой как в Минске, так и за рубежом. Недавно, например, мой выпускник Александр Головнев защитил кандидатскую диссертацию. Евгений Жибрик (в прошлом также победитель международных олимпиад) вернулся в гимназию преподавать и стал моим коллегой на кафедре в университете.

– Ваш отец тоже был успешным ученым-математиком. Какую роль он сыграл в вашем профессиональном самоопределении?

– Не могу сказать, что мне в детстве очень нравилась математика. Гораздо больше любил историю и литературу. Учился я в самой обычной школе № 55. Некоторые одноклассники стояли на учете в милиции. Но педагоги у нас были хорошие, в том числе по математике. К моменту окончания школы с выбором вуза я уже определился. Конечно, пример отца сыграл свою роль. Он познакомил меня с известным учителем математики Валентином Серебряным, который потом стал моим коллегой по гимназии. Серьезно заниматься со школьниками математикой было идеей отца. Он поделился ею с Серебряным. Первые занятия с группой учеников состоялись в середине 1990-х.

– Вы работаете в тандеме с Леонидом Лавриновичем. С чего начиналось ваше сотрудничество?

– Мы познакомились в школе для одаренных детей в Лужесно на Витебщине. Леонид на тот момент уже имел опыт работы с талантливыми учениками – преподавал в «Юни-центре-ХХI» БГУ. Потом сотрудничали в летней школе юных математиков, которую организуют в лагере «Бригантина».

– Каково это – совмещать преподавание в вузе и школе? Есть ли разница в методах обучения?

– В школе дети целенаправленно приходят ко мне в класс, поэтому я и требую с них самым строгим образом. Университет – совершенно другое дело. Там моя задача – дать максимально полезный объем знаний. Если кто-то говорит: «Я получил четыре балла, и мне достаточно», – это его право. Каждый студент решает для себя сам, усваивать ему курс по минимуму или по максимуму.

– Правда ли, что в последнее время большинство учеников не понимают математику и больше тяготеют к гуманитарным наукам?

– Всегда были сильные дети и те, которые не хотят ничем заниматься. И тех, и других меньшинство. Большинство все же делает ровно столько, сколько от них требуют. Какая сейчас задача у школьников? Сдать тестирование и поступить. ЦТ предполагает умение быстро и без ошибок решить определенное количество довольно несложных задач. Причем не надо что-то объяснять и доказывать, уметь аккуратно записывать решение – нужно лишь правильно посчитать и поставить крестик. Уже молчу о том, что студентом сегодня можно стать, сдав тест на 15 баллов. А потом приходят к нам в университет «стобалльники» и не умеют толком ничего доказать на словах, не могут работать с текстом. Их попросту не учат устно обосновывать свои решения. А зачем? Ведь все работают по правилу: «если в тестах не будет, значит, не надо».

– Чем объяснить низкие результаты на ЦТ по физике и математике?

– Абитуриенты неадекватно оценивают ситуацию. В школе получают высокие оценки, репетитор хвалит, и всем кажется, что так и надо. Дети и родители довольны. Сдал на 50–60 баллов – молодец! А потом выясняется, что знания нулевые.

– Как оцениваете современные учебники по точным наукам?

– Идеального учебника не бывает в принципе. Я никогда не предъявлял к пособиям высоких требований и не воспринимал их как некую догму, потому что все равно обращаюсь к разным источникам.

Еще статьи рубрики:

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Учитель физкультуры А. Снытин: «Мальчики сегодня проигрывают девочкам в беге, прыжках и даже не расстраиваются»

 В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Директор гимназии № 37 И. Даненкова: «Быть руководителем и мамой – сложно»

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Натаскать на тесты – еще не значит гарантировать учебу в вузе

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Почему с одаренными учениками сложнее работать, чем с другими?

В УЧИТЕЛЬСКОЙ. Как увлечь современных школьников?

Самое читаемое

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Я учитель математики уже 36 год, согласна со всем, что есть в статье. Про детей, про отметки, которые требуют родители, про заработную плату, про то, как снимают детей с занятий и отправляют на хоккей, нормы на пионеров и октябрят!!!!

Comments are closed.