Выпускник БГАИ создал дизайн Opel Inspira

О стажировке в Германии, характере Opel и желании заниматься любимой профессией, несмотря на все вопреки, мы говорили с дизайнером Сергеем Рябчиком.

«Векторы дизайна» — так называлась выставка к 50-летию кафедры промышленного дизайна БГАИ. Лучшие дипломные работы выпускников последних лет демонстрировались в выставочном зале Национального центра современных искусств, что на проспекте Независимости. Макет модели Opel Inspira всем своим видом внушал: все-таки прежде всего автомобиль — это роскошь, а только потом средство передвижения. Автор — Сергей Рябчик, выпускник кафедры промышленного дизайна БГАИ 2014 года. Opel Inspira — его дипломный проект, выполненный во время стажировки в дизайн-центре Opel в Рюссельсхайме.

У меня спрашивали: как, ты это умеешь?

— Многие вузы, где готовят индустриальных дизайнеров, сотрудничают с международными автомобильными компаниями. И у студентов есть возможность устроиться туда на стажировку. Мне и моим товарищам помог сайт сardesign.ru (ведущее информационное издание Рунета в области транспортного дизайна. — Прим. авт.) Наработали портфолио, сориентировались, куда его можно направить. Моим заинтересовался Opel. Друзей пригласили на стажировку в Renault и Volvo.

В дизайн-центре Opel собрана интернациональная команда — сюда едут из Кореи, Франции, России, Китая и многих других стран. Помещение, где работают над дизайном, разделено на боксы. Можно проследить все этапы создания модели, от эскиза до макета. Даже анимированное трехмерное изображение не даст такого целостного восприятия, как макет модели в материале. Базовый материал для него — клэй (от англ. clay — глина). Похож на глину. Если его нагреть, он размягчается, остывает —затвердевает. Было интересно поработать с новым материалом. У меня спрашивали: как, ты это умеешь? В академии искусств мы изучали конструирование, макетирование, материаловедение, привыкли точить, токарить, делать модельки из доступных материалов. Все это мне помогло, дало ощущение объема. Те дизайнеры, которые учились на Западе, нарисовали скетчи, и всё. Дальше — не их работа. Каждый отвечает за свою узкоспециализированную операцию. Вывести форму стеком не так-то просто. Этим занимаются специально обученные люди. Но чувство линии, формы у всех разное. Оставишь часа на два без присмотра — такого намоделят, караул. Но мне повезло: работал с модельщиком из Кореи. Вот кто монстр своего дела!

Месяц рисуют передний бампер

 —Штатные дизайнеры находятся в постоянной коммуникации с инженерами. Могут месяц рисовать передний бампер: чуть правее — чуть левее. Их даже жаль: это же скучно, а возможность поработать со всей формой автомобиля не всегда выпадает. Свобода мысли, творческий полет —это про advance-дизайн (создание футуристических проектов; разработка стратегий, определяющих развитие бренда на определенный период. —Прим. авт.).

Поскольку я делал студенческий проект, меня никто ни в чем не ограничивал. Нужно было предложить концепцию, идею новой модели Opel, которая поддерживала бы философию бренда. То есть сохранить фирменный стиль марки, ее фамильные черты. Смотрел, изучал, что сделано компанией начиная с года ее основания. В 1914-м был выпущен автомобиль Opel Rennwagen 12.3 Liter по прозвищу Grunes Monster (Зеленый монстр). Он мог разгоняться до немыслимой в те времена скорости 228 км/ч. Вдохновлялся этой машиной во время работы над Opel Inspira. Современные автомобильные дизайнеры занимаются скорее стайлингом, чем дизайном. Дизайн — это то, что делает Филипп Старк, когда функция предмета и его стиль неделимы. Автомобильные дизайнеры создают просто красивую форму, чтобы привлечь покупателей. «Посмотрите, наш бренд не похож на другие!» Сколько можно мусолить одно и то же — корпус и четыре колеса? Придумать что-то экстраординарное, прорывное уже сложно. Автомобиль подчинен устройству мира, в котором мы живем. Формообразование кардинально изменится тогда, когда, например, перейдем на электродвигатели, а следовательно, поменяется компоновка машин.

Разработал вездеходы, но вживую их не видел, только на фото

— Жаль, что для промышленных дизайнеров у нас в стране нет больших возможностей применить свои знания. Белорусские автомобильные заводы не могут позволить себе вкладывать деньги в создание принципиально новых моделей.

Сейчас работаю по распределению в художественной школе. И продолжаю заниматься дизайном. Пока как фрилансер. Сотрудничаю с одной российской фирмой. Сделал для них уже три проекта — это вездеходы. Но готовое изделие видел только на фото. Интересно, конечно, было бы оценить результат вживую, прочувствовать реальные пропорции и самому посидеть за рулем, но ехать далеко — компания базируется в Вологодской области. У немецкой фирмы есть интерес посотрудничать, они разрабатывают велосипеды на электротяге. Но это какая-то мелкая студия. Фриланс — не то, чем хотелось бы заниматься в будущем.

Те полгода, что провел в компании Opel, — совершенно особое ощущение… Оказался среди лучших из лучших в своей профессии и получил огромный опыт.

Самое читаемое