Базовый учебник по истории научит школьников решать жизненные задачи

Более 20 лет школьники 6-х и 7-х классов изучают средневековую историю по пособиям, составленным авторским коллективом ученых под руководством Виктора Федосика, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой истории древнего мира и средних веков Белорусского государственного университета.

Виктор Анатольевич вспоминает, с каким напутственным словом тогда, в начале 1990-х, авторы принялись за работу над первым национальным учебником. Ученых предупредили: мол, не ждите никаких благодарностей и материального вознаграждения. Вас будут ругать учителя и родители.

— И это была истинная правда! — улыбается В. Федосик. — Мы понимали: кроме нас писать учебник попросту некому. Советские пособия не подходили, ведь изменилась концепция всемирной истории — Беларусь стала независимым государством. И перед нами стояла задача показать место и значение страны в историческом контексте, отразить национальный взгляд на события мирового значения.

— Ваш авторский коллектив в нынешнем году победил в конкурсе на создание базового учебника для школьников. Конкуренты были?

— Написанием учебников занимаются неохотно. На этот труд тратится колоссальное количество времени, которое можно было бы направить на научную деятельность. Для создания школьного пособия весом в 400 граммов в рабочем кабинете собирают десятки папок печатного материала! Иногда приходилось дневать и ночевать на работе. Денежное вознаграждение небольшое: на каждого члена авторского коллектива примерно одна месячная зарплата.

— Все же писать для детей — труд благородный…

— …и самый сложный. Особенно для ребят среднего школьного возраста, ведь у них образное мышление еще преобладает над абстрактным. Подавать информацию нужно просто и доступно. Почему хвалят советские учебники? В них строго учитывались возрастные особенности детей, четко прослеживалась логическая цепочка введения понятий и терминов. Стараемся перенимать этот опыт. Для примера взяли лучшие советские пособия: «Историю древнего мира» Ф. Коровкина и «Историю средних веков» Е. Агибаловой и Г. Донского. Определили 12 параметров, в частности доступность материала, сложность восприятия, терминологию, строение предложений… Создали компьютерную программу, через которую прогоняли тексты будущего учебника на соответствие этим критериям.

— Учителя-практики считают: учебники перегружены терминологией, не хватает качественных иллюстраций, вспомогательных таблиц…

— Два последних издания действительно грешат недостатком иллюстраций, но это больше связано с материальным и техническим аспектами. Удивляют некоторые санитарно-гигиенические требования: они регламентируют объем учебного текста, который может быть воспринят детьми определенного возраста. По этим нормам наши параграфы в полтора раза меньше, чем в России и Украине. Там что, дети умнее? Учебник по истории — это нарратив, повествовательное изложение. А нормы одинаковые, такие же как для алгебры и геометрии. Исторический текст сжато формулами не изложишь. Конечно, в нашем авторском коллективе есть профессора, которые из параграфа могут сделать несколько абзацев: в них будет вся информация, но расшифровывать ее придется не один урок.

— Чем базовый учебник по истории будет отличаться от предшественников?

— С нового учебного года историю средних веков ребята станут изучать только в 6-м классе. В современном пособии разместили лишь самую необходимую для усвоения предмета информацию. Главное — показать детям, что люди эпохи средневековья другие. Не столько по одежде, сколько по взглядам, отношениям в обществе, семье. Ведь ребята оценивают исторические события, исходя из современных ценностей, а нужно научиться понимать средневекового человека. История — не художественная литература. Скажем, в современной литературе средневековый рыцарь изображается обычно благородным воином и патриотом. А ведь на деле рыцарь-вассал шел воевать даже против короля своей страны, если ему приказывал его сеньор. И отлучение от церкви не останавливало, ибо, ослушавшись сеньора, он терял источник существования — свой феод… Кроме того, в базовом учебнике разместим больше таблиц, иллюстраций и заданий к ним. Дети должны научиться сами извлекать информацию из графического материала, ощутить себя историками. Включили аппарат навигации — ссылки на электронные ресурсы, хрестоматии, атласы. Максимально упростили язык, уменьшив количество терминов и понятий. В учебнике появится новый параграф по истории православной церкви. Параллельно разрабатываем дополнительные материалы для ребят, которые хотят расширить свой кругозор. У коллег есть идеи написать исторические рассказы, создать словарь терминов.

— Чему должна учить современного школьника история средневековья?

— Нельзя в пособиях допускать даже намека на разжигание религиозной розни, пропагандировать войну. Все завоеватели — кровавые, и это надо показывать. Истоки многих современных конфликтов — в средневековье.

Какие предметы в новом учебном году будут преподавать по базовым учебникам?

«Літаратурнае чытанне», 2-й класс;

«Человек и мир», 5-й класс;

«Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», 5-й, 6-й классы;

«История средних веков», 6-й класс;

«История Беларуси», 6-й класс;

«География», 6-й класс;

«Информатика», 6-й класс.

Базовый учебник научит школьников решать жизненные задачи.

Валентина Гинчук, заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования:

— Базовый учебник содержит минимально необходимый объем материала для получения качественного образования. Авторы отбирают информацию в соответствии с требованиями школьной программы. Излагать ее следует с учетом возрастных познавательных особенностей ребят. Даже самую сложную тему можно представить понятно и доступно — в этом проявляется мастерство авторов учебника. Базовое пособие — практикоориентированное, направленное на формирование компетентного человека, умеющего не только по памяти воспроизводить материал, но и использовать усвоенные знания для решения задач в разных жизненных ситуациях. Хотелось бы, например, чтобы школьник, изучивший соответствующие темы по математике, мог рассчитать, какую скидку на товар предлагает продавец, сколько плиток или рулонов обоев необходимо купить для ремонта комнаты и так далее.

Самое читаемое