За стеклом

Николай Атрахович
Автор материала:
Николай
Атрахович

Приметы сегодняшнего дня наталкивают на мысль, что мы все достаточно долго нежились на пляже, который, как выяснилось, расположен на склоне действующего вулкана

Какая самая типичная реакция нашего человека в преддверии трудных времен? Правильно, срочно потратить все сбережения и накупить всякой всячины по «старой» цене. Продавец в любом магазине укажет вам на товар, который завезли пару месяцев тому назад, и расскажет, что завтра очередная партия будет уже дороже, по «новым» ценам. Рефлекс? Берем два! Кто победнее — покупает лекарства впрок, кто состоятельнее — машины и даже квартиры. Как результат, наш общий финансовый вулкан проявляет свою сейсмическую активность и всех начинает маленько трясти.

Десятки тысяч иномарок, пригнанных белорусами в конце прошлого года, ажиотажный спрос на столичные квадратные метры, бесконечные заграничные шоп-туры перегрели рынок.

Теперь грядет цикл охлаждения экономического климата. Имя этому природному явлению — кризис.
В столице первым дрогнул рынок недвижимости. То, что понастроили отечественные предприниматели, жильем в полной мере назвать нельзя. Так, полуфабрикат, бетонная заготовка, конструктор «Сделай сам». Называйте, как хотите, но стоимость этих многоэтажных серых казематов без полов, дверей и унитазов еще недавно была явно завышена, думается, в разы. Верная примета: как только застройщик становится слишком уж добрым, предлагая заманчивые акции и скидки, жди падения стоимости квадратного метра. Что и происходит с завидным постоянством уже четвертый месяц.
Иллюзия жить за счет сдачи квартир в аренду тоже оказалась не более чем мечтой белорусских рантье: цены на съемное жилье пошли вниз. Такое впечатление, что на одного потенциального квартиранта скоро будет по два предложения. Убогие, грязные «бабушатники» в спальных районах пустуют в ожидании не избалованных комфортом гастарбайтеров. Чистенькие упакованные квартиры сговорчивых владельцев пока балансируют на грани ценового фола.
Офисы тоже резко подешевели. Помещения, которые три месяца назад сдавали за двадцать условных единиц за квадратный метр, сегодня активно предлагают за десять-двенадцать. Пусть не в самом центре столицы, но это вполне приличные бизнес-территории в шаговой доступности от метро.
В объявлениях все чаще фигурирует: «цена договорная», дескать, звоните, заходите, договоримся. Уступим в цене, предложим выгодные условия оплаты, обласкаем, обогреем, только купите, арендуйте. Другой показатель — сделки предлагают заключать напрямую, а значит, владельцы намекают потенциальному клиенту, что можно сэкономить на услугах посредников-риелторов.

Да, нелегкие наступили времена у торговцев недвижимостью. Сетуют на то, что за каждым рублем теперь приходится гоняться, как за воробьем в чистом поле. 

Только дело не в том, что продавцы квадратных метров сегодня стали жить хуже. Вчера жили слишком сытно, а нынче все приходит в норму, и клиент уже сам случайно не прибьется, нужно его поймать и уговорить. Заметьте, не уболтать, а именно профессионально уговорить, предложив нечто «вкусненькое». А что на деле? Читаю объявление про свеженькую многоэтажку в самом центре города: «Элитная недвижимость, бесшумные лифты, подземная парковка, на верхнем этаже бильярд, залы атлетической гимнастики и семейных торжеств». На этот квартирный рай продавцы натужно пытаются держать цену около 2.500 условных единиц за метр. Понятно, что такое в наше время могут себе позволить немногие клиенты, и за ними идет настоящая охота. Но вот парадокс: огромная рекламная растяжка на самом доме красуется за едва прозрачными от грязи стеклами. На этом признаки элитности бытия, собственно, и заканчиваются. В центре европейского города за такой чумазый «эксклюзив» застройщик был бы моментально оштрафован на кругленькую сумму, чтобы не портил городские пейзажи. Шансов продать хоть метр в таком неопрятном доме ноль!
У наших минских риелторов из бесконечного количества эпитетов — желанный, дорогой, уважаемый, эксклюзивный, которыми награждают потенциального покупателя, на деле важнейшим становится единственный — дорогой. Классическая оговорка по Фрейду.
Главное — комиссионные с клиента слупить, а окна мыть — так не барское это дело.

Из всех способов экономить этой весной пока что заметен только один — экономия на чистоте: грязных витрин в городе много как никогда, особенно вдали от центра.

Да и граждане не спешат посмот­реть на мир сквозь чистые стекла своих квартир.
А между тем при сегодняшних технологиях вымыть витрины не составляет никакого труда. Это вам не скомканными газетами форточки натирать, как делали наши бабушки.
Ни в коем случае не призываю становиться вандалами и бить грязные стекла и витрины, как это мог на законных основаниях сделать полицейский в Германии на заре XX века. Но вот ударить штрафами по кошельку владельцев полупрозрачных квадратных метров остекления, по-моему, самое время.

Самое читаемое