Зачем в МВД СССР заказали съемку фильма «Анискин и Фантомас»
В МВД СССР с помощью ленты «Анискин и Фантомас» решили отбить охоту у советских подростков подражать киногерою в зеленой маске из франко-итальянского фильма.
О чем кино
Начало 1970-х. В клубе одной из сибирских деревень показали приключенческую кинокомедию «Фантомас». Главный герой — неуловимый преступник в маске. В селе неизвестные в похожих масках грабят кассира. Из «уазика» пропадает сумка с деньгами. В ней было 3 700 рублей — зарплата местных рабочих. За дело берется участковый Анискин. По фактуре преступников видно, что они подростки. Анискин понимает: ребята не хотели грабить, а намеревались устроить розыгрыш, но что-то пошло не так.
Вскоре выясняется, что накануне ограбления отец Пашки, одного из мальчишек, по глупости совершил хулиганство. На него собирались завести уголовное дело. Протоколы в райцентр должны были везти именно в этом «уазике». Киномеханик Голубков внушил Пашке и его другу Витьке, что в масках как у Фантомаса они смогут выкрасть сумку с милицейскими протоколами. Соответственно, отца не посадят. Сделав дело, они обнаружили: бумаг в сумке нет, но есть деньги, которые присваивает Голубков.
Бросили на борьбу
На излете 1960-х в кинотеатрах страны показали сразу три франко-итальянских фильма: «Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда». Зрители, особенно мальчишки, ходили на сеансы много раз. И вскоре начали подражать романтизированному преступнику в маске. По статистике МВД, в тот период произошел скачок подростковой преступности. Юнцы в масках обворовывали киоски и совершали мелкие выходки, оставляя, как их герой, записку с именем «Фантомас». Сейчас это кажется наивным, но, когда в большинстве городов огромной страны один, максимум два телеканала, в кинотеатрах шли в основном советские фильмы, можно было выбить клин клином. То есть снять советскую детективную ленту, которую увидят почти все и которая заставит задуматься о пагубности подражательства Фантомасу. Чтобы не выдумывать новые образы, вспомнили картину «Деревенский детектив» 1968 года об участковом Анискине. Она пользовалась популярностью. Решили сделать ее продолжение. В Управление МВД по Москве вызвали сценариста Виля Липатова, автора прежнего фильма, и попросили придумать сюжет, где Анискин выведет на чистую воду подражателей Фантомаса. Сценарист задумался и, видимо, желая отказаться от «почетного» задания, пожаловался, что как раз накануне его печатная машинка вышла из строя. Тут же появился офицер из хозуправления с новенькой машинкой в руках, которую вручили писателю.
Когда сценарий был готов, его прочел министр МВД Щелоков. Он пришел в восторг и позаботился, чтобы на киностудии имени Горького выделили средства на съемки.
Возникло еще одно препятствие. Режиссер знаменитых фильмов об Иване Бровкине, снявший первую картину об Анискине, Иван Лукинский в этот период работал над лентой «Истоки». Съемки были в разгаре. За «Анискина и Фантомаса» он взяться не мог. После тщетных поисков замены исполнитель роли Анискина Михаил Жаров сказал, что сам готов режиссировать. Руководство киностудии было категорически против. Играть главную роль и одновременно следить за постановкой мало кому удавалось, а тем более 73-летнему актеру. Допустим, он сможет разъяснить коллегам их задачи. Но кинорежиссура подразумевает знание технической части профессии. Однажды в 1946 году Жаров попробовал себя как режиссер и снял фильм «Беспокойное хозяйство», но оборудование и манера съемок сильно изменились с тех пор. Напрямую отказать знаменитому актеру не решились. Нашли выход. Сделали сорежиссером ленты уроженца Витебска, опытнейшего кинооператора, снявшего «Тихий Дон» и десятки других картин, Владимира Рапопорта. Он должен был не только стоять за кинокамерой, но и отвечать за все технические тонкости кинопроизводства, в которых Жаров плохо разбирался.
Те же и дети
М. Жаров с удовольствием играл деревенского участкового милиционера Анискина. Роль была лебединой песней звезды 1930-х. Он купался в образе и атмосфере.
Как и в «Деревенском детективе», Лидия Смирнова сыграла продавщицу сельского магазина Евдокию. Сняться в картине ей помог муж — оператор В. Рапопорт.
В 1960-е Смирновой было чуть за 50, но воспринимали ее как представительницу уходящей натуры сталинского кино. Молодые режиссеры не звали ее сниматься.
Остальные актеры тоже перекочевали из первой картины. Татьяна Пельтцер сыграла жену Анискина, Валерий Носик — местного книгочея, представляющего себя детективом-любителем. Роль деревенской сплетницы Сузгинихи досталась Валентине Березуцкой.
Мальчишек искали в детской актерской базе «Мосфильма». Сыгравший 9-летнего Ромку Роман Мадянов сейчас знаменитый российский актер. В экспедиции на съемках зарплату получал не только он, но и его родители, сопровождавшие парня по очереди. Мама с папой, по словам артиста, имели приличную сумму в месяц, порядка 330 советских рублей. Это примерно три зарплаты рядового инженера.
Уловки влюбленного
В сценарии прописана деревня в Сибири. Но ехать так далеко хлопотно. Рапопорт послал ассистентов с малой кинокамерой по средней полосе РСФСР в поисках подходящего села. Главное условие — наличие реки и расположение не на равнине. Деревню нашли на берегу Волги в Горьковской, ныне Нижегородской области. Она называлась Великий Враг.
Интересно, что рядом с селом с 1947 года находилась радиоастрономическая станция «Зименки» с несколькими радиотелескопами. Как раз в год съемок там проводили наблюдения по программе «Галактика» — поиск узкополосных радиосигналов от инопланетных цивилизаций. Исследовали 11 звезд солнечного типа, которые расположены в радиусе 100 световых лет от Солнца, и Галактику Андромеды. От киношников потребовали разрешение на съемки в селе. Поскольку фильм курировало МВД, эту проблему решили быстро.
Местные жители были шокированы, когда по их центральной улице стали прогуливаться Лидия Смирнова, Михаил Жаров и Роман Ткачук. Последний — в зените славы благодаря роли пана Владека в мегапопулярной юмористической программе «Кабачок «13 стульев».
Путая кино с реальностью, деревенские женщины, наблюдавшие за съемками, осуждали В. Березуцкую, которая по сюжету сеяла интриги. Отзывали ее в сторонку и призывали перестать молоть языком что ни попадя! Актриса клялась, что постарается.
М. Жаров всегда помнил, о чем в тексте идет речь, но точные формулировки в силу возраста забывал. За камерой и по всем предметам в кадре ему раскладывали листы с подсказками. Но он продолжал пересказывать текст своими словами. Тогда острая на язык Т. Пельтцер сказала: «Миша, ты скоро лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» будешь интерпретировать как «Рабочие! Сбивайтесь в кучку»!
Смирнова стремилась идеально выглядеть на экране. Она приходила на грим за четыре часа до съемок. И в кадре она женщина чуть за 40. Был у актрисы и еще один секрет молодости. Супруг-оператор за собственные деньги достал несколько коробок пленки «Кодак» и все сцены с женой снимал на нее. Даже внутри парных сцен, где Смирнова беседует с Жаровым, ее крупный план снят на американскую пленку, а обратная точка, где крупно взят Михаил Иванович, — на советскую «Свема»! Чего не сделаешь ради любви. «Анискин и Фантомас» стал последней лентой В. Рапопорта. Сразу после премьеры в апреле 1974-го он слег с тяжелой болезнью. Лидия Николаевна ухаживала за ним год. В июне 1975-го оператора не стало.
Картина с успехом шла в кинотеатрах, а после ежегодно в телеэфире.
Помог ли фильм сбить волну подростковой преступности? Возможно. Но такой статистики не существует.