«100 км пути — и обед под капотом готов». Чем еще могут удивить «Запорожец» Зема и его владелец Александр Жос

Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщалась с владельцем «Запорожца» Земы Александром Жосом и узнала много интересного про эту марку машин.

«ЗАЗ» 1969 года преодолел 32 тысячи км во время ретроралли

Автопарк вместо подворья

Александр Жос живет с семьей в поселке Дружный в частном доме. Компанию им составляют коты и железные кони — машины марки «ЗАЗ». Во дворе я насчитала шесть представителей советского автопрома.

— Я не коллекционер автомобилей. Просто люблю «Запорожцы». К ним у меня особое отношение. Они для меня частичка родины — я из Запорожья. Долгое время жил в Крыму, там и приобрел первый «горбатый» ЗАЗ-965. Он стал моим незаменимым помощником. У меня была фирма по производству металлоизделий, и мы с бригадой в пять человек перевозили в нем весь рабочий инструмент, решетки, двери. А по выходным с семьей катались в Керчь мороженого поесть, — вспоминает Александр.

Когда в 1999-м он переехал в Беларусь, «Запорожец» остался у тещи. Она его подарила знакомым, а Александр здесь приобрел себе ЗАЗ-968 М за символическую сумму.

— В 1994-м их прекратили выпускать, поэтому запчасти найти сейчас очень сложно. Меня выручают мои два автомобиля-«донора» — потихоньку забираю у них необходимые детали, — рассказывает Александр.

Рядом еще один «ЗАЗ». Он с ручным управлением. На ходу, но ремонт ему не помешает.

— Предлагал его забрать ребятам с инвалидностью, которые организовали проект «Дружба на колесах». В 2018-м участвовал с ними в автопробеге по Европе в роли водителя. Правда, не на «Запорожце», а на «Ладе», которую мне подарили жена и дочка. Видимо, устали кататься на «ЗАЗе» (улыбается). На трех машинах доехали до Парижа. На мое предложение они, к сожалению, пока не откликнулись, — делится собеседник.

Под навесом еще три экземпляра. Красный, брутальный, весь в наклейках — это Зема, любимчик Александра. Он заслуживает отдельного разговора. Рядом — бежевый автомобиль, преемник Земы, ждет своего часа. Третий «ЗАЗ» прилег на бочок.

— Это я для дочери купил. Она со мной на все слеты ездит, мой штурман на соревнованиях. Загорелась идеей о своей машине. Теперь жду, когда она сама проявит интерес и займется его восстановлением. У нее ведь знакомых среди любителей «Запорожцев» больше, чем у меня, — объясняет Александр.

Александр (стоит слева) — участник проекта «Дружба на колесах»

Козырь в рукаве

«Запорожец» — автомобиль для фанатов, уверен собеседник.

— Он сложный. Но мне нравится. Говорят, сиденья неудобные, никакого комфорта. А мне хорошо: зато за рулем не уснешь, можно выйти, размяться. Скорость большую не развивает. Тоже не страшно. Еду, любуюсь природой. Люди часто просят сфотографироваться на фоне моей машины, — говорит Александр.

Он никогда не отказывает людям в том, чтобы сделать памятный кадр.

— В 2016-м появилась отличная возможность доказать скептикам, которые насмехаются над «Запорожцем», что на этой машине можно не только по Беларуси ездить, но и колесить по миру. В тот год маршрут ретроралли «Пекин — Париж» впервые проходил через нашу страну. Его протяженность составляла около 32 тыс. км. В пути — месяц. Ехать нужно не по трассам и автобанам, а по пустыне Гоби, степям Казахстана, бездорожью и гравийке. В нашем экипаже я был штурманом, — вспоминает Александр и добавляет: — Ехали мы на «Запорожце» 1969 года выпуска. Каждый день необходимо преодолевать расстояние в 500–600 км. За всю поездку случилось всего две поломки, которые мы устранили своими силами, так как участвовали вне зачета. Не смогли собрать нужную сумму. Очень дорогое удовольствие: только для регистрации требовалось 40 тыс. фунтов. Но до Парижа машина доехала. Правда, без меня: отпуск закончился, и я вернулся в Минск. Но приятно, что мы финишировали, ведь из 120 автомобилей около 40 сошли с маршрута.

Ралли «Пекин — Париж» проходит раз в три года. Его называют гoнкoй для миллионеров, так как в нем принимают участие коллекционные старинные авто. Показательным можно считать случай, который произошел в 2019-м. У одного Rolls-Royce за 10 млн долларов сломалась какая-то деталь. За ралли следил принц Саудовской Аравии, который дал команду снять эту запчасть с одной из машин своей коллекции и отправил ее личным самолетом.

Свой клуб

Александр после школы учился в Днепропетровском техникуме автоматики и телемеханики. Трудился на предприятии, которое занималось изготовлением оборудования для атомных станций. Но трагедия в Чернобыле поставила крест на грандиозных планах Советского Союза. Александр приехал в Беларусь и устроился на ТЭЦ-5, которая изначально строилась как атомная, но потом было решено ее перепрофилировать. Сейчас Жос — начальник смены цеха тепловой автоматики и измерения. График работы — сменный, что позволяет ему находить время для своего увлечения.

— Не думал, что любовь к «Запорожцам» так разнообразит мою жизнь и так меня затянет. Когда в республике в 2009-м появился клуб любителей «ЗАЗ», стал участником. Три года назад взял на себя руководство его делами. Как председатель стремлюсь популяризировать марку, организую слеты, любительские ралли, — пoясняет Александр.

Он решил внести образовательный момент во встречи. Продумывает экскурсионную программу по историческим местам Беларуси. Если проходит соревнование по маневрированию, то придумывает дополнительные задания, например затушить автомобиль или пострелять по стаканчикам из пейнтбольной винтовки. Он и сам активно участвует в слетах, которые проходят в Украине, России. За год бывало до 10 выездов. Сожалеет, что из-за пандемии не удалось посетить мероприятия, посвященные 50-летию выпуска автомобилей «ЗАЗ».

— Зато жена довольна, что я дома и могу заняться делами по хозяйству, — смеется собеседник.

Справочно

Александр Жос — председатель Белорусского клуба любителей автомобиля «Запорожец» — «ЗАЗ-Гараж», организатор чемпионата любительского ралли «Сезон».

Фото из архива Александра Жоса

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ