Параллельные миры и межкультурный мост. Чем удивляет белорусско-австрийская выставка текстиля
На днях в Городской художественной галерее произведений Л.Д. Щемелева состоялось открытие белорусско-австрийской выставки художественного текстиля «Окна и мосты». Корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовал с участниками проекта и с одним из его кураторов.
Под белорусско-австрийскую выставку отведено три зала и коридор. Посетителям галереи представлено более 30 произведений 19 авторов. Основной творческой задачей участников проекта стало концептуальное переосмысление значений окон и мостов.
– Идея создания этой выставки родилась в октябре 2021 года, когда я работала над другим проектом под названием «Здесь, там и повсюду». В нем принимало участие пять художников из разных стран, в их числе был представитель Австрии, мой коллега и хороший друг Мануэль Вандл. В последствии он стал сокуратором «Окон и мостов».
Сразу после открытия выставки «Здесь, там и повсюду» мы с Мануэлем начали обсуждение того, какой проект будем реализовывать следующим. Возникла идея сконцентрироваться на молодой школе современного текстиля, австрийской и белорусской, соответственно, – рассказывает куратор «Окон и мостов» Христина Высоцкая.
М. Вандл преподает в Венском университете прикладных искусств, Христина Высоцкая – в Белорусской государственной академии искусств. Оба, по сути, занимаются воспитанием молодого поколения художников.
Основные сложности реализации проекта были связаны в основном с его международным статусом. Вся организационная работа велась дистанционно, но за спиной у кураторов «Окон и мостов» был опыт, полученный в ковидное время, что немного упрощало задачу. В любом случае, поставленных целей участники и основатели проекта достигли, чем были счастливы поделиться с посетителями галереи на презентации выставки.
Стоит отметить, что на открытии экспозиции было весьма многолюдно. Австрийские художники, к большому сожалению, присутствовать на мероприятии не смогли. Но организаторы выставки нашли креативное решение возникшей сложности: созвонились с иностранными партнерами по видеосвязи.
Одним из самых интересных произведений, представленных на выставке, стал белорусско-австрийский межкультурный мост, созданный Христиной Высоцкой и Мануэлем Вандлом. Арт-объект размещен в отдельном зале галереи.
– Над этой инсталляцией мы работали раздельно: каждый создавал свое полотно. С самого начала договорились не раскрывать друг другу карты: оставить выбранную концепцию и содержание частей в секрете. Единственное, оговаривался размер полотен.
Так что создание моста дружбы стало неким экспериментом, было очень интересно, как раскроются части произведения в единой композиции. Результат совместной работы мы увидели только в галерее. На мой взгляд, получилось очень интересно, чисто и эстетично, – комментирует Х. Высоцкая.
Связующим звеном арт-объектов стала конструкция моста. Она выполнена из весьма необычного материала – бамбука. Конструкцию реализовывал отец художницы, инженер Игорь Высоцкий. В качестве источника вдохновения художники взяли образ подвесных канатных мостов, таких, как, например, Золотые Ворота Сан-Франциско.
Сторона М. Вандла называется «На связи». При создании полотна художник использовал оптоволокно, комбинировал его с натуральными льняными и хлопковыми волокнами. Работа концентрируется на связях между культурами разных стран. И это лишь одна из трактовок увиденного.
– Свою часть я назвала «Мост над бездной». Выполнена она в технике ремизного ткачества и цианотипии (старинный метод фотопечати 19 века). По правде говоря, это произведение – в каком-то смысле интимная вещь, потому что в процессе работы над ним, для получения отпечатков на ткани, я использовала травы, которые растут около дома моей бабушки, растения из сада мамы.
Также в помещении, в котором размещен наш межкультурный мост, представлена аудио-инсталляция. Это запись работы моего ткацкого станка, – рассказывает Х. Высоцкая.
Так как проект концептуальный, организаторы включили в выставку видео, на котором каждый из участников зачитывает текст о главной идее своей работы на одном из четырех языков: русском, белорусском, английском, немецком. Ролики проигрываются в выставочном зале.
После знакомства с представленными в галерее инсталляциями направляемся к участнице проекта Марии Вавуловой. Ее работа называется «MULTIVERSE».
– В своем произведении я реализовывала концепцию параллельных миров. До сих пор интересуюсь этой темой: она занимательна и многогранна. В качестве основного материала использовала пластик. Открыла его для себя где-то на третьем курсе. Результат работы с этим материалом, конечно, всегда непредсказуемый – я ведь его плавлю. Своенравность пластика, пожалуй, основная сложность в плане создания представленного здесь арт-объекта. Сам процесс работы над произведением занял примерно четыре дня, – рассказала М. Вавулова.
Автор арт-объекта под названием «Прошлое. Настоящее. Будущее» Татьяна Сохова признается: над внешним видом работы думала долго. С темой «сжечь мосты» она определилась буквально сразу же после того, как кураторы рассказали участникам о концепции выставки. А вот сама инсталляция в голову никак не шла. И только в конце мая, немного переосмыслив свою тему, Т. Сохова определилась с тем, каким именно хочет видеть свой арт-объект.
Не менее сложной, как оказалось, была задача закупить материалы, ведь приобретение шнуров, которые девушка использовала в процессе работы, нехило ударяет по карману.
– Если вы станете между двумя частями инсталляции, то, повернувшись лицом к яркому фрагменту, вероятно, подумаете: «Наверное, ужасно страшно быть готовым сжечь мосты, не иметь в своем прошлом ничего важного, видеть его черным. Хотя при этом надеяться на яркое будущее». Развернувшись, вы решите: «Нет, гораздо хуже отчаянно хвататься за прекрасные воспоминания, которые уже позади, и видеть будущее темным и мрачным». И только уходя, поймете: «Самое страшное – это держаться за то, что было, и бояться того, что будет, настолько сильно, чтобы неосознанно лишить себя возможности понять: мост между прошлым и будущим – это ты сам», – рассказывает о задумке произведения Т. Сохова.
Выставка художественного текстиля продлится до 20 ноября. В рамках развития проекта планируется проведение экскурсий, а также организация творческих встреч, на которых пришедшие смогут задать интересующие их вопросы авторам представленных в галерее работ.
Фото Павла Русака
Смотрите также: