16 марта в истории города, страны и мира

«Отец» железобетона, «бескапотный» МАЗ и пассажиры лунной ракеты

 В 1867 г. французский садовник Жозеф Монье получил патент на материал, без которого сегодня не мыслим облик не только городов, но даже поселков и деревень. Свое открытие он сделал случайно. Однажды при изготовлении кадки для садовых растений Монье обмазал проволочный каркас цементным раствором и… вошел в историю как создатель железобетона.

16 марта 1917 г. – последний день царствования Романовых. Великий князь Михаил Александрович, получив известие о том, что после отречения брата Николая II он стал русским императором, также отрекся от престола в пользу Учредительного собрания. В тот же день исполком Петросовета потребовал от Временного правительства немедленного ареста Николая II.

В 1918 г. в Москве завершил работу Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов, ратифицировавший Брестский мирный договор, по которому Россия обретала долгожданный мир, но теряла около миллиона квадратных километров территории и обязана была уплатить Германии в различных формах контрибуцию в размере 6 млрд марок. Уже в ноябре в Германии произошла революция, и российское правительство договор аннулировало.

В 1926 г. в США был произведен первый успешный запуск простейшей ракеты на жидком топливе. Ракета Роберта Годдарда поднялась только на 12 м, но этот непродолжительный полет стал первым гигантским шагом в ракетостроении. И сразу заговорили о полете человека на Луну. «52 человека, готовые быть «выстреленными» на Луну, найдены, – восторженно писала советская газета «Луганская правда». – Ракета состоит из вставленных друг в друга гильз, которые будут постепенно автоматически отбрасываться. О том, как пассажиры лунной ракеты возвратятся обратно на Землю, к сожалению, профессор Годдар еще не сообщил».

В 1926 году_ Роберт Годдард

В 1936 г. с конвейера Горьковского автозавода сошла первая советская легковушка – лимузин марки «М-1», выносливая, прочная и неприхотливая народная любимица «Эмка», воспетая Константином Симоновым в «Корреспондентской застольной»:

…Но на «эмке» драной

И с одним наганом

Мы первыми въезжали в города.

В 1937 г. приказом наркома внутренних дел СССР Ежова № 0018 в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР был сформирован отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС). В народе шутили: население СССР состоит из довольных и недовольных, недовольными занимается КГБ, довольными – ОБХСС. Кстати, всенародно любимая комедия «Берегись автомобиля» могла не выйти на экраны – сюжет фильма показался редакторам Кинокомитета надуманным: зачем Деточкину воровать автомобили, если он может просто обратиться в ОБХСС и сообщить о владельцах машин, которые приобрели их на нетрудовые доходы.

В 1937 году_ОБХСС_Берегись автомобиля

В 1965 г. с главного конвейера Минского автозавода сошел первый серийный автомобиль марки «МАЗ-500» – принципиально новая машина, выгодно отличавшаяся от собратьев по классу. Автомобиль оснастили новым мощным двигателем, устанавливали 5-ступенчатую коробку передач и гидроусилитель руля. Кабина одного из первых советских «бескапотников» располагалась над двигателем и откидывалась вперед, что существенно упрощало эксплуатацию и ремонт машины. По сей день эти грузовики-труженики, давно снятые с производства, можно встретить на дорогах не только бывшего СССР, но и стран дальнего зарубежья.

МАЗ-500

В 1999 г. постановлением президиума Российской академии наук было приняло обращение «Не проходите мимо!» о борьбе с «астрологией, шаманством, оккультизмом и т. д.». В нем говорилось, что «псевдонаука стремится проникнуть во все слои общества», включая РАН, «население России оболванивается», в СМИ «не прекращается шабаш колдунов, магов, прорицателей и пророков». И дабы дать отпор «беспрецедентному наступлению мракобесия», Президиум РАН создал Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

Если лженаука тормозит прогресс, то научная фантастика, напротив, всячески его стимулирует. В этот день 1884 г. на свет появился Александр Беляев, прозванный за провидческие идеи «русским Жюлем Верном». С детства он мечтал научиться летать: привязывал к рукам веники, прыгал с крыши с зонтом. Наконец поднялся в воздух на маленьком аэроплане. Работал воспитателем в детском доме, инспектором уголовного розыска. А в свободное время занимался литературой. Его романы «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия», «Властелин мира», «Звезда КЭЦ», «Продавец воздуха», «Ариэль» – классика советской научной фантастики.

ТОП-3 О МИНСКЕ