3 апреля в истории города, страны и мира

Рекорды скорости, первые паспорта и премьера «Кавказской пленницы».

В 1922 г. на Пленуме ЦК РКП(б) генеральным секретарем партии был избран 43-летний Иосиф Сталин.

1922 сталин назначен генсеком

Должность была введена в Секретариате ЦК и в тот момент рассматривалась как организационно-техническая, не имевшая политического характера. Кандидатуру Сталина предложил член Политбюро ЦК Лев Каменев по согласованию с Лениным. Ленин ценил организаторские способности Сталина, но конкуренции с его стороны не боялся. Как не боялись ее в ту пору и виднейшие «вожди» партии Троцкий, Каменев, Зиновьев и Бухарин, видевшие в Сталине человека малокультурного и политически ничтожного. Вскоре им всем пришлось пожалеть о своем выборе.

***

В 1933 г. минчанам начали выдавать первые паспорта.

Старт всеобщей паспортизации был дан в декабре 1932 г., когда вышло постановление ЦИК и СНК СССР «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной прописке паспортов». Именно этому постановлению мы обязаны той, сложившейся еще в СССР, системой внутренних паспортов, которой пользуемся по сей день. В документе содержалось поручение «правительствам союзных республик привести свое законодательство в соответствие с настоящим постановлением и положением о паспортах» и даже указывалась очередность проведения паспортизации, которая должна была «охватить в первую очередь население Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Одессы…» и далее по списку. В апреле дошла очередь до Минска. 3 апреля Минский горсовет принял соответствующее постановление о выдаче паспортов.

В паспорт тогда записывались фамилия, имя, отчество, дата рождения, а также национальность и обязательно социальное происхождение владельца. Гражданин должен был всегда иметь свой главный документ при себе. Если же красной книжечки в карманах не обнаруживалось, человек платил большой штраф и даже мог подвергнуться уголовному наказанию. Те, кто за паспортом в милицию не являлись, могли быть запросто уволены с работы без предварительного уведомления и всяческих выплат. Правда, паспорта в 30-е годы ХХ в. выдавались не всем — например, для работников колхозов, военных заводов, шахтеров главным документом было специальное удостоверение.

Процесс паспортизации в БССР занял полгода и завершился 1 октября 1933 г.

***

75 лет назад, в 1941 г., умер скульптор Иван Шадр, участник ленинского плана монументальной пропаганды, автор выразительных памятников, портретов и известной скульптуры «Девушка с веслом».

Шадр автор скульптур так называемых денежных мужиков — фигур рабочего, крестьянина, красноармейца и сеятеля, созданных по заказу Гознака и воспроизведенных на первых банкнотах с гербом СССР. С «шадровскими» же изображениями вышли первые в СССР художественная маркированная почтовая карточка и первый маркированный конверт.

После создания в 1924 г. натурной скульптуры «Ленин в гробу» Шадр стал главным мастером довоенной скульптурной Ленинианы. Его памятники вождю мирового пролетариата были установлены, в частности, на Земо-Авчальской ГЭС в Грузии, на Ижорском заводе в Ленинграде, в подмосковных Горках. Параллельно он работал над сюжетной скульптурой, лучшим образцом которой, безусловно, стал хрестоматийный «Булыжник — оружие пролетариата», созданный в 1927 г. из гипса и отлитый в бронзе в 1947 г.

1941 Шадр

***

В 1967 г. одновременно в 53 московских кинотеатрах состоялась премьера фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Кавказская пленница

К тому времени забавный студент Шурик из «Операции «Ы» полюбился уже всей стране, и государство зарабатывало на кинопрокате огромные деньги. Окрыленные успехом, сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской написали продолжение приключений своего персонажа — «Шурик в горах». После многочисленных обсуждений и замечаний сценарий трансформировался в «Кавказскую пленницу» и за дело взялся Леонид Гайдай.

Первый, к кому обратился режиссер, — его друг Юрий Никулин. С выбором остальных актеров ситуация была сложнее. Гайдай считал, что Трус, Балбес и Бывалый свое уже отработали и вряд ли могут представить что-нибудь интересное. Невероятно популярные после «Операции «Ы» артисты все чаще не могли найти общий язык. Современники вспоминают выходки «зазвездившегося» Моргунова, которому ничего не стоило отказаться от съемок в разгар рабочего дня. Так что нередко вместо него в кадре появляется похожий по телосложению дублер.

Тем не менее на съемочной площадке Гайдая работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. Никулин, например, был награжден таким «призом» за эпизод с почесыванием ноги, а Вицин — за сцену «прививки» Бывалого…

Кавказская пленница_+

Все задействованные в съемках были убеждены: фильм удался и обгонит «Операцию «Ы» по всем показателям. Однако после первого же просмотра председатель Госкино СССР Алексей Романов обрушился на режиссера и сценаристов с обвинениями в антисоветчине. Цензуре не нравилось все — шутки, песни, легкомысленность повествования… Было проще положить фильм на полку, нежели идти на поводу у критики и превращать яркую комедию в ее слабое подобие.

Кавказская пленница_

Картину спас случай. Однажды на дачу Брежнева нужно было доставить какую-нибудь свежую комедию. На свой страх и риск отправили забракованный фильм Гайдая. «Кавказская пленница» так понравилась Леониду Ильичу, что он за выходные пересмотрел ее несколько раз, показал жившим по соседству членам политбюро ЦК и, пересыпая свою речь репликами из фильма, поздравил по телефону председателя Госкино с очередной победой советского кинематографа. Фильму тут же был дан зеленый свет. По итогам 1967 г. «Кавказская пленница» стала лидером проката, комедию посмотрели 76 млн 540 тыс. зрителей — безусловный рекорд за все предыдущие годы.

***

В 1973 г. публике был представлен первый в мире мобильный телефон.

В этот день американский инженер-изобретатель Мартин Купер совершил первый в истории звонок по сотовому телефону, возвестивший о начале новой эпохи в области телекоммуникаций. «Угадай, откуда я звоню?» — услышал в трубке голос своего главного конкурента из Motorola глава исследовательского отдела компании Bell Laboratories Джоэл Энгель. «Я звоню тебе с настоящего сотового телефона», — торжествующе заявил Мартин Купер. «Не помню, что он тогда ответил, — позже вспоминал Купер, — но мне показалось, что я слышал, как скрипят его зубы».

Сразу после этого Купер отправился на пресс-конференцию, организованную Motorola, чтобы возвестить публике о том, что первая в мире модель сотового телефона «DynaTAC», на разработку которой компания затратила 15 лет и 90 млн долларов, успешно прошла испытание.

Чудо техники весило 1,15 кг и имело размеры 22,5х12,5х3,75 см. В телефоне было 2 тыс. деталей, а зарядки аккумулятора этого «кирпича» хватало всего на 20 минут разговора. Первый коммерческий сотовый телефон компании Motorola появился на рынке только 10 лет спустя — получение лицензии и создание сети потребовало времени. Полегчавший до 800 г, он продавался за 3,5 тыс. долларов.

А Мартин Купер ушел из Motorola, открыл свою телефонную компанию и вскоре стал богатым человеком. В 1986 г. вместе с партнерами он продал ее за 23 млн долларов.

1973 первый сотовый

 Доктор Мартин Купер со своей первой моделью мобильного телефона 1973 г. Фото 2007 г.

***

В 2007 г. при большом стечении журналистов на новом испытательном полигоне, расположенном в 200 км к востоку от Парижа, французский поезд V150 из серии TGV установил новый мировой рекорд скорости (не побитый и поныне), разогнавшись до отметки в 574,8 км/ч! Не исключено, что достижение французского электропоезда могло быть еще более впечатляющим, но, как позже признался управлявший им машинист Эрик Пьезак, он получил разрешение разогнать машину до скорости, не превышающей 575 км/ч.
Скоростной рельсовый приоритет Франции держится с 1954 г. Лишь в 1988-м на него покусилась Германия: 1 мая в ходе одного из заездов опытный немецкий электропоезд ICE-V, служивший для испытаний высокоскоростных железнодорожных магистралей, разогнался до рекордных на то время 406,9 км/ч. Но уже в декабре того же года Франция вернула себе лидерство, превысив это достижение сразу на 75,5 км/ч.
Японцы горды тем, что еще 2 декабря 2003 г. в городе Яманаси их поезд «Маглев» достиг просто фантастической скорости — 581 км/ч. Однако этот поезд использует принцип магнитной левитации, то есть не едет по рельсовому пути, а летит над ним. Так что рекорд скорости для обычных (с колесами) рельсовых поездов все же принадлежит французам.

Скоростной рельсовый приоритет Франции держится с 1954 г. Лишь в 1988-м на него покусилась Германия: 1 мая в ходе одного из заездов опытный немецкий электропоезд ICE-V, служивший для испытаний высокоскоростных железнодорожных магистралей, разогнался до рекордных на то время 406,9 км/ч. Но уже в декабре того же года Франция вернула себе лидерство, превысив это достижение сразу на 75,5 км/ч.

Японцы горды тем, что еще 2 декабря 2003 г. в городе Яманаси их поезд «Маглев» достиг просто фантастической скорости — 581 км/ч. Однако этот поезд использует принцип магнитной левитации, то есть не едет по рельсовому пути, а летит над ним. Так что рекорд скорости для обычных (с колесами) рельсовых поездов все же принадлежит французам.

2007 Рекорд скорости

Экспериментальный поезд Alstom TGV 4402 (или V150) устанавливает 3 апреля 2007 г. рекорд скорости для рельсового транспорта: 574,8 км/ч, или 159,6 м/с.

 

 

Самое читаемое