«300 игровых упражнений в водной среде». Как преподаватель БГУФК стал инструктором в детском саду

Владимир Зернов еще несколько лет назад преподавал в Белорусском государственном университете физической культуры, а ныне обучает дошкольников плавательным навыкам в одном из детских садиков города. Почему именитый тренер решил сменить сферу деятельности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

В холле дошкольного учреждения имеется информационный стенд, который оформил Владимир Иванович. Он говорит, что ознакомиться с материалом можно в течение нескольких минут. Всё изложено доступно и четко. Мы перебираемся в помещение, где находится бассейн. Вот-вот придут детишки из группы. Собеседник проводит небольшую экскурсию. Замечаю в нескольких точках смайлики.

— Это я недавно прикрепил их в местах, где они нужны, — улыбается Зернов. — В раздевалке одна рожица показывает, что нужно собираться тихо, другая — быстро. Возле бассейна — нужно быть внимательным. Вроде мелочь, а ведь действует. Почти на всех. Еще один важный момент — занятия провожу под музыку. В плейлисте детские композиции: «Антошка», «Пусть бегут неуклюже», «Два веселых гуся» и другие. Думаете, ерунда? Как-то провел эксперимент. Одна группа занималась под музыку, а другая — без. Так вот та, что работала под песенки, быстрее осваивала плавательные элементы.

Работа для души

Мы слышим детские голоса. Вот и первая группа. Ребятня под бдительным оком воспитателя быстро переодевается и занимает места на площадке для разминки. Задания несложные, видно, что маленькие «золотые рыбки» знают набор упражнений. Они имитируют руками гребки кролем, затем работают ногами. Вскоре группа перебирается в ванну. Там их ожидает немалый набор плавательных заданий. Процесс продолжается около 20 минут, после чего Зернов отправляет ребятню в душ, где им помогает воспитатель.

— Владимир Иванович, почему пошли работать в детский садик?

— А мне до места работы идти всего 12 минут, — хохочет собеседник.  Если серьезно, для души. Отдыхаю вместе с детьми, радуюсь, когда у них что-то получается. Придумываю новые задания, упражнения, игры. Все довольны. Я хоть и ушел из университета физкультуры, где работал на кафедре плавания, но про любимый вид спорта не забыл. Например, сейчас готовлю к изданию книгу «300 игровых упражнений в водной среде». В ней содержатся советы, иллюстрации. Причем игры не только для ребят садовского и школьного возраста, но и для мастеров спорта. Считаю, двухминутная игра с нагрузкой в промежутках между заданиями поможет раскрепоститься пловцам.

Он добавляет, что еще пару лет назад у детей в садиках занятия в бассейне были два раза в неделю. Затем программа сократилась до одного. Этого мало для получения плавательного навыка. Бывает, с группой в первый раз приходит ребенок. В таком случае нужно более опытным дать одно задание, а с новичком работать отдельно, подтягивая его к уровню остальных. Руководитель физического воспитания радуется за малышей, которых родители дополнительно водят в бассейн. Правда, такое случается редко.

Вот и вторая группа. Дети чуть старше, и задания у них отличаются. Правда, в воде Владимир Иванович разделил компанию на две части. Одни выполняли более сложные упражнения, другие — попроще.

Норматив и конфету

— Это то, о чем вам говорил, — выдыхает собеседник после урока.  Только на занятие пришел не один новичок, а несколько. Но это хорошо. Рад новым ученикам. Вообще, из старших групп, которые готовятся к выпуску из детского садика, регулярно ходит примерно 40 % детей. У них успешно образовывается плавательный навык. К выпуску из сада они могут проплыть длину бассейна — это 7,5 м — на спине или груди.

Минчанин говорит, что в дошкольном учреждении проводит соревнования, а ребята выполняют нормативы. Но не такие, как в спортивных школах, а детские. Например, «дружу с водой», когда научился передвигаться в воде. Следующий уровень: «Я — пловец». Владимир Иванович отмечает, что разработал пять уровней, которым соответствуют пять видов грамот. Один из таких турниров проводится на Новый год. Приходит Дед Мороз, которому дети показывают, чему научились. За что получают грамоту и конфету. Сдать норматив можно на празднике Посейдона. Соревнования, грамоты, нормативы стимулируют малышей стараться во время занятий.

Третья группа детишек с любопытством заглядывает в зал. По движениям во время разминки становится понятно: самые опытные. И на воде ученики Зернова показывают класс. Заметил, что у руководителя много разного инвентаря и приспособлений для упражнений: плавающие баскетбольные кольца, трубочки для обливания, шарики, мячики. Сами занятия построены на играх.

— Плохо, что сегодня вузы и средние специальные учебные заведения не готовят специалистов, которые обучали бы плаванию детей в садиках, — сетует собеседник.  Ведь с каждым годом в стране растет число дошкольных учреждений с бассейнами. Слышал, что их в Беларуси более 500. В каждый нужен инструктор, который бы качественно проводил занятия, любил возиться с детьми, прививал любовь к воде, плаванию.

Справочно

Владимир Зернов 26 лет работал на кафедре плавания БГУФК. Автор 160 научных и методических работ, подготовил более 1 000 судей, обучил навыку плавания и подводного плавания более 2 500 человек.

Фото автора

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ