35 лет назад по рельсам метро прошел первый поезд. Сын машиниста рассказал, как это было

Первый пробный поезд прошел по линии столичного метро 24 марта 1984 года. Вел его машинист Евгений Третяк. Как ему удалось справиться с внештатной ситуацией и почему в семье до сих пор хранится вырезка из газеты «Вечерний Минск» того года, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал сын машиниста Александр.

Стать машинистом самого первого поезда столичного метрополитена было не только почетно, но и ответственно. Естественно, Евгений Третяк очень волновался. Что не помешало ему четко сработать во внештатной ситуации.

— Отец рассказывал, что на одном из участков линии были проблемы — не держало напряжение, — рассказывает Александр Третяк. — Поэтому он разогнался и проскочил этот участок, что называется, накатом, чтобы запитаться на следующем участке. Интересно, что все, кто ехал в том составе, ничего не заметили и не поняли.

Александр вспоминает, что отец всегда довольно спокойно относился к наградам, не возводил их в культ. Но вырезки газет, которые в 1984-м пестрели новостью о первом поезде Минского метрополитена и машинистах, которые вели тот состав, трепетно хранил. В стопке пожелтевших от времени листков мы заметили и «Вечерний Минск».

Александр пошел по стопам отца и также связал судьбу с метрополитеном. Составы, правда, не водит — работает ревизором по безопасности движения поездов.

Первое его знакомство с метро состоялось в 10 лет.

— Под землей всегда царит особенная таинственная атмосфера, — вспоминает собеседник свои подростковые впечатления. — Тем более если едешь в кабине машиниста.

В святая святых Александр попал чуть позже — лет в 12-13.

— Помню, на станции было очень многолюдно и отец взял с собой в кабину, чтобы меня не затолкали, — рассказывает он, и с улыбкой добавляет: — Я тогда очень удивился, что кабина такая маленькая. Но компактные размеры с лихвой компенсировал вид, который открывался на темный тоннель, освещенный фарами электропоезда.

Одно из самых ярких впечатлений на маленького Сашу произвели станции.

От увиденного великолепия захватывало дух, — говорит Александр Третяк. — И сегодня первые станции метрополитена являют собой произведения искусства. Каждую можно смело назвать своего рода музейной комнатой, со своим особенным архитектурным стилем, сводчатыми арками, уникальной мозаикой.

А одно из самых теплых детских воспоминаний Александра: отец, возвращающийся домой с работы.

Статный, в красивой темно-синего цвета форме, неизменно с погонами и галстуком, в форменной фуражке, рассказывает собеседник. — Я невероятно гордился им. Всем-всем хотелось похвалиться, какой у меня папа! И как же мне нравилась форма машиниста!

Александр с улыбкой добавляет: детские впечатления однозначно сыграли свою роль в выборе будущей профессии. Хотя отец не настаивал, чтобы сын шел по его стопам.

— Папа придерживался мнения, что у каждого человека своя голова на плечах и выбирать и строить карьеру каждый должен самостоятельно, — говорит Александр. — А главное правило, которым он руководствовался и которое привил мне: делай свою работу качественно и будь ответственным, чтобы самому не было стыдно и у людей сложилось хорошее мнение.

Евгению Третяку это удалось: коллеги и сейчас вспоминают его только добрым словом. Он водил подземные составы до 2006 года, а затем ушел работать слесарем в электродепо «Московское» Минского метрополитена, обслуживающее первую линию.

— Отца нет уже два года, но до сих пор заходишь в вагон метро и отмечаешь: вот эту часть он ремонтировал и вот эту, а этот состав он когда-то водил, — завершает разговор Александр Третяк.

Фото Павла Русака и из архива Минского метрополитена

Читайте также:

Новые факты о пуске пробного поезда минского метро в марте 1984 г. Не сенсация, но любопытно

Самое читаемое