«6+»: в столичном колледже рабочим профессиям обучают теперь и первоклашек

Мастер-классы по рабочим профессиям для учеников младшей школы стали проводить в отделении допрофессиональной и профессиональной подготовки Минского государственного профессионально-технического колледжа монтажных и подъемно-транспортных работ. На нескольких занятиях побывали и корреспонденты агентства «Минск-Новости».

Это отделение, чтобы было понятнее, — прежний УПК, который в 2013 году присоединили к колледжу. Название изменилось, а функции остались прежними: сюда приходят старшеклассники, чтобы получить профессию.

— Салфетку на левую руку, поднос — на правую! Ищем центр тяжести! Улыбка и — пошли! — инструктирует маленьких школьников Валентина Янчарская.

Она работает в отделении мастером производственного обучения по профессии «официант». До недавнего времени объясняла, как правильно носить поднос и сервировать стол, исключительно подросткам. А теперь вот приходят и дети 1-4-х классов.

— Спинку держим ровно. Поднос на уровне плеча! — поправляет юных официантов педагог. На наших глазах четверо мальчишек дефилируют вокруг импровизированных ресторанных столиков, поглядывая на чашечку с водой на подносе — она не должна пролиться. Дети в ярко-желтых передниках, с выглаженной белоснежной салфеткой на левой руке. Видно, что они в восторге от ролевой игры, потому очень стараются.

— Как должен поработать официант, чтобы ему достались хорошие чаевые? — интересуемся мнением ребят.

— Наверное, надо гостям подать что-то за свой счет… — рассуждает первоклассник Арсений.

— Мастерство — в умении быстро и красиво работать, — поясняет с улыбкой В. Янчарская.

Дети оставляют подносы и переходят к сервировке стола. Будут учиться декоративно складывать салфетки. Это как оригами! Из квадратика полотна можно создать свечу, корзиночку или лилию.

Мастерских, где бы дети могли испытать себя в профессии, в отделении открыли пять. Мальчики и девочки знакомятся с работой пекаря, цветовода, официанта, декоратора и младшей медицинской сестры. Идею проводить профессиональные пробы для учеников младшей школы директор колледжа Андрей Готто привез из Москвы. Посетил там детский город мастеров «Мастерславль». Остался под впечатлением. Если в двух словах, то это единая площадка, на которой размещено огромное количество мастерских. Этакая модель города, где работают автозаправки, клиники, магазины, парикмахерские. Только функции персонала выполняют дети. Вход в мастерские родителям воспрещен, ребят сопровождает педагог.

Всем привожу в пример картину, которую там наблюдал. Маленькая хрупкая девочка со шваброй в руках моет пол, затем с деловым видом ставит треногу-знак «Осторожно, скользко!» И к такой роли относится вполне серьезно. Когда к нам в отделение приходят старшеклассники, они вроде понимают специфику той или иной профессии, но выбор сделать не могут — не хватает тех самых профессиональных проб, — рассказывает А. Готто.

Весной во время каникул администрация колледжа впервые пригласила к себе ребят начальной школы. Детям настолько понравилось работать в мастерских, что эксперимент решили продолжить.

Это тот возраст, когда они всем интересуются. И от увиденного и испробованного своими руками горят глаза. Начиная с 5-го класса ребята подвержены влиянию информации извне, становятся более прагматичными и ленивыми, — улыбаясь, замечает заведующая отделением Лариса Усенко. — Мы расширяем кругозор и представление о профессии.

А дети осознают: если есть, скажем, художественные склонности, можно быть не только художником. Родственных профессий много. Удивил один ответ маленького школьника. Когда у детей спросили, в какой профессии важно умение рисовать, он выкрикнул: маляра! И знаете, был прав.

На летних каникулах в отделение будут приходить мальчишки и девчонки из школьных лагерей. В этот раз знакомиться с рабочими профессиями выпало ученикам 151-й школы.

Заглядываем в еще одну мастерскую. Она наполнена ароматами свежей выпечки, корицы и ванили. Здесь работают маленькие пекари. И отвлекаться им некогда — раскатывают скалками песочное тесто.

А оно любит холод! — хором замечают детки.

В его составе сливочное масло. Чуть замешкаешься — тесто согреется, станет чересчур мягким. Из такого печенья не сформируешь.

Маленький Назар шустро выдавливает формочкой будущие сладости. Можно сказать, для себя старается. Ведь после — дегустация.

По соседству в другой мастерской сажают цветы пятеро мальчишек.

Мастер производственного обучения по профессии «цветовод» Татьяна Колярович замечает, что в таком раннем возрасте ребята легко обучаемы, самое время начинать профориентацию.

Максим, у тебя корешки видны — подсыпь немного земли, — координирует работу юных цветоводов педагог.

А по каким дням поливать? — спрашивают дети. Цветок, посаженный своими руками, они заберут домой, будут ухаживать за ним.

В других мастерских тоже кипит работа — мастерят 3D-открытки, учатся накладывать повязки и оказывать доврачебную помощь.

В такой работе с самыми маленькими школьниками педагоги профессионального-технического колледжа видят большие творческие горизонты. Например, в будущем хотят в отделении организовать центр выходного дня, куда бы смогли приходить родители вместе с детьми. И пока первые пьют чай в кафетерии, вторые трудятся в мастерских.

Перечень профессий, в которых могли бы попробовать себя дети, планируют расширить. Однако тут не помешала бы помощь шефов. Чтобы мальчикам и девочкам побыть, например, продавцами, нужно мастерскую оборудовать соответствующим образом: поставить стеллажи, прилавки, кассу.

Покидая отделение, дети увлеченно делились друг с другом впечатлениями. И интересовались, когда можно сюда прийти учиться. Им ответили: уже в 9-м классе!

Справочно

В отделении допрофессиональной и профессиональной подготовки Минского государственного ПТК монтажных и подъемно-транспортных работ ученики 10-11-х классов могут получить одну из 10 рабочих профессий. В их числе делопроизводитель, оператор ПВМ, слесарь по ремонту автомобилей, официант, младшая медицинская сестра по уходу за больными, парикмахер, мастер по маникюру, визажист, цветовод. В новом учебном году планируют открыть набор на исполнителя художественно-оформительских работ и рабочего зеленого строительства. Для 9-классников организована допрофессиональная подготовка: в течение учебного года юноши и девушки знакомятся с перечнем профессий, чтобы к 10-му сделать осознанный выбор.

Отделение пользуется популярностью. За получением профессии сюда приходят школьники из Фрунзенского и — частично — Центрального районов. Всего в новом учебном году здесь будут обучать около 2 300 детей.

Фото Сергея Пожоги

Самое читаемое