«А что это нас за девочка повезет?». Девушка — водитель такси — о реакции мужчин и плюсах работы

Бородатые анекдоты о женщинах за рулем давно изжили себя. Встретить автоледи сейчас такая же обыденность, как увидеть на стройке или в шахте мужчину. Профессия таксиста тоже постепенно перерастает из разряда стереотипно мужских в сферу деятельности без гендера. В чем плюсы и трудности такой работы для девушки, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости».

Женщины-таксисты в Беларуси действительно редкость. В 2020 году Белорусский государственный экономический университет составил портрет среднестатистического водителя такси. Согласно исследованию, в нашей стране представительниц прекрасного пола в этой сфере всего 4 %.

Не скажу, что являюсь частым клиентом такси, но первую девушку-таксистку встретила только в прошлом году, 8 марта. Отметив символичность встречи именно в Международный женский день и обменявшись взаимными поздравлениями, обсудить со спутницей ее выбор не сообразила. Контактов водителя не сохранилось, поэтому поиск представительницы стереотипно мужской профессии затянулся.

Наталья работает водителем такси уже восемь лет и замечает разницу между тем, как относились к женщинам в этой профессии в начале ее карьеры и как относятся в 2021-м.

— Устроиться в такси девушке восемь лет назад было действительно сложно. Тогда женщин-водителей было в принципе мало, и, когда я звонила в разные фирмы, ответ был один: «Женщина? Нет, брать не будем». Для людей это было в диковинку. Один перевозчик все-таки решился меня взять. Я не пожалела, и он, кстати, тоже. Всегда приводил меня в пример как образцового водителя, — рассказывает она. Сейчас такой дискриминации, на мой взгляд, нет. Наоборот, многие с радостью готовы принять девушку. Ведь порой они более ответственные, аккуратные.

Девушка рассказывает, что получила права в 18 лет, а в 21 год уже окончила курсы подготовки таксистов и впервые оказалась в этой сфере. Вопросы о том, как она оказалась в такси, задают постоянно. На этот случай есть давно готовый ответ.

— Все просто: люблю водить, нравится общение, движение. Поэтому однажды подумала: почему бы не попробовать? Не раз работала в офисе, но это совсем не мое. Просто не могу сидеть над бумагами целый день, для меня это скучно. Еще в некоторых местах возникали вопросы по оплате: обещают одно, а отдают совсем другие суммы. А такси в то время было очень прибыльной сферой, — рассказывает Наталья. Вопросы клиентов по поводу выбора профессии удивляют. Все же люди как-то на свою работу пришли, здесь все зависит от желания.

О знакомствах на работе и об отношении к женщине за рулем

Просьб дать телефончик или встретиться и посидеть в кафе за время работы симпатичная девушка вспоминает немало. Сейчас количество желающих познакомиться уменьшилось — люди, по ее мнению, стали воспитаннее и тактичнее.

— Девушка-таксист расценивалась как та, с которой можно погулять при желании, знакомиться прямо при поездке. Я всегда корректно объясняла, что я работаю и здесь не сайт знакомств. Это такая же работа, как кассир в магазине. Вы же не знакомитесь с продавцами в супермаркете? Хотя, возможно, и знакомятся, всякое бывает, — улыбается девушка.

Поводом для шуток в адрес водителя нередко служит и возраст. В свои 29 Наталья едва сойдет за старшекурсницу университета.

— Возраст тоже один из самых интересующих всех вопросов. Часто спрашивают, сколько мне лет или «а что это нас за девочка повезет?», смеются: «а права есть?». Многие, может, думают, что только получила, поэтому сначала могут побаиваться.

Оказывается, что еще восемь лет назад женщина за рулем вызывала у большинства пассажиров опасения. По наблюдениям Натальи, около 80 % людей реагировали негативно. Мол, с девушкой никуда не поеду.

— Я в таких случаях говорила: пожалуйста, не езжайте. Но еще ни один человек не отказался, — смеется таксист. Раньше к водителю такси относились как к прислуге. Якобы мы что-то должны. Вначале редко были такие смены, которые проходили полностью без проблем.

Наталья вспоминает, что за время работы случалось разное. Поэтому дебоширы и подвыпившие клиенты для нее не новость, а справиться с разбушевавшимися пассажирами теперь она может на раз-два.

— Когда видишь, что урегулировать все мирным путем не получается, то лучше всего его высадить. Понимаю, что мужчину точно не одолею. А вызывать милицию на драки или платить за отказавшегося это сделать клиента не хочется. Выходить сами такие люди, конечно, не желают. Тогда я останавливаюсь у обочины, глушу мотор и жду. Долго сидеть в остановившейся машине они не выдерживают и выходят сами. Если ситуация опасная, могу попросить помощи у других водителей. Раньше в приложении были специальные кнопки помощи, теперь это происходит благодаря чатам в мессенджерах, где есть все сотрудники службы.

О всезнающих пассажирах и нарушениях

Больная тема многих водителей — комментарии сидящих рядом о том, как нужно ездить. С двойной силой такие реплики обрушиваются на женщин за рулем. Немало таких клиентов вспоминает и Наталья.

— Раньше регулярно встречались, да и сейчас бывают такие, кто считает, что знают правила дорожного движения лучше меня. Но комментировать, сидя на пассажирском сиденье, некорректно рядом с любым водителем. Он же не первый день за рулем и наверняка проехал по этой улице уже сотню раз. Обычно я культурно говорю, что знаю, куда и как ехать, либо вообще никак не реагирую, — комментирует девушка. Другое дело, если маршрут загородный или сложный. Тогда я, наоборот, за, если пассажир подсказывает, как лучше доехать. Ему явно виднее, как добраться до его дома или к знакомому месту.

Наталья признается, что нередко именно по вине клиентов приходилось нарушать ПДД.

— У нас же люди любят: «ай, заедь туда, точно никто не увидит, здесь никого нет». А в итоге потом плачу штраф. Теперь я на такие уговоры не ведусь. Просто объясняю пассажирам: «заехать под такой-то знак стоит 50 рублей, такое-то нарушение обойдется в 100 рублей». Еще отказываюсь возить более четырех человек. Это тоже постоянно вызывает возмущения. В таких ситуациях прошу вызывать вторую машину: одни сразу соглашаются, другие долго пытаются что-то доказывать и в итоге отказываются.

Противоположность сложным клиентам, с которыми порой бывает непросто договориться, — люди общительные и веселые. Водителю особенно нравится выезжать за музыкантами, которые только что отыграли концерт.

— Если они не слишком уставшие, то могут петь у меня в машине. К моему счастью, делают они это хорошо. Поэтому ехать с ними одно удовольствие.

О минусах работы и влиянии пандемии

Собеседница признается: работать в пандемию стало сложнее. В пик заболеваемости число заказов сильно упало.

— Многим может показаться, что люди чаще ездят на такси для меньшей коммуникации с другими. На самом деле, наоборот. До коронавируса часто возила программистов, почти все с приходом пандемии ушли на удаленку, — отмечает она. Еще последние три года в принципе меньше заказов ночью. Если раньше на ту же Зыбицкую ездила забирать и привозить людей регулярно, то сейчас там почти пусто. С приходом пандемии это стало еще заметнее.

Несмотря на все трудности, свою профессию Наталья считает для себя идеальной. И добавляет: в такси не стоит идти не слишком стрессоустойчивым. Ведь недовольства клиентов, неадекватные люди, наркоманы и подвыпившие будут всегда и кого-то могут серьезно испугать.

— Важно просто уметь правильно реагировать на это, не бояться. Но знаю многих водителей, которые приходят, пробуют и быстро уходят. Понимают, что не выдержат такой нагрузки, — делится девушка. Долго сидеть за рулем тоже не все способны. Я без проблем проезжаю 9–10 часов подряд, и только часам к 12 чувствую усталость.

Других особых навыков для работы в такси, как считает собеседница, не нужно. Да и девушке в этой сфере не сложнее, чем мужчине.

— Особой физической силы или каких-то специфических знаний не требуется. Если сломалось что-то в дороге, то просто еду на ближайшую СТО. В случае серьезной поломки можно постоять и поголосовать на дороге. Потому что у меня точно не хватит силы, например, открутить колеса.

Проблем с тем, чтобы хорошо выглядеть на работе, тоже нет. Конечно, за рулем слишком не покрасуешься: никаких тебе шпилек и мини-юбок. Но без аккуратного макияжа рабочий день не проходит.

— Юбку или платье могу надеть, когда летом очень жарко. Но в других ситуациях практичность превыше всего. В остальном же это обычная работа, — подытоживает Наталья. Замечаю, как постепенно стираются границы между полами в плане профессий. Сейчас на одной и той же должности может работать как женщина, так и мужчина, и все к этому спокойно относятся. Радует, что настолько меняется отношение людей.

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ